МАТРИЦА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ ( календарное планирование по месяцам)

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по месяцам
Матрица воспитательных событий
Месяц

Сентябрь

Формирование основ
гражданской
идентичности

«День
знаний
(1сентября)
Международный
деньмира
(21 сентября)

Воспитание культуры
труда
(Воспитание
трудолюбия,
творческогоотношения
к труду)

«День дошкольного
работника»
(27 сентября)

Формирование основ
экологической
культуры
(Воспитание
ценностногоотношения
к природе, окружающей
среде)

Международный день
чистоговоздуха для
голубого неба
(7 сентября)
День образования
Всемирногофонда
дикой природы WWF
(11 сентября)
День рождения
международной
экологической
организации «Гринпис».
(15 сентября)
День работников
леса(20 сентября)
Неделя Всемирной
Акции «Мы

Развитие основ
нравственной
культуры

Международный
день
благотворительност
и (5 сентября)
Международный
день
распространения
грамотности
(8 сентября)

Формирование основ
межэтнического
взаимодействия
(Воспитание уваженияк
людям других
национальностей)

День солидарности
и борьбы с
терроризмом
(3 сентября)

Формирование
семейных
ценностей

чистим мир»
(20-26 сентября)
Всемирный день без
автомобилей
(22 сентября)
День амурского тигра и
дальневосточного
леопарда(23 сентября)
Всемирный день моря(24
сентября)
Октябрь «Всемирный день
городов»(31 октября)
День рождения
Российскоговоенноморского флота
(20 октября)

Всемирный деньхлеба
(16 октября)
Международный день
учителя(5 октября)
Всемирный день туризма
(27 октября)
День гражданской
обороны МЧС России(4
октября)
Международный день
врача(5 октября)
Всемирный день почты(9
октября)
День работников
автомобильного и
городскогопассажирского
транспорта
(25 октября)

Всемирный день
сельскохозяйственных
животных
(2 октября)
Всемирные дни
наблюденияптиц
(5 и 6 октября).
Неделя безопасности(27
сен.-2 октября)
Всемирный день
животных»(4 октября)
День интернета(28-30
октября )
Международный день
борьбы сприродными
катастрофами и
катаклизмами.
(9 октября)

День российских
Ноябрь День военного разведчика Международный день
(5 ноября)
гражданской авиации(7 заповедников(13 ноября)
ноября)
День сотрудника органов День журналиста(8
День образования
внутренних дел
ноября)
Всемирногообщества
РоссийскойФедерации
Всемирный день
охраны природы
(10 ноября)
телевидения(21 ноября) (28 ноября)
День спасателя(26 ноября)
Всемирный день
домашнихживотных
(30 ноября)

Международный день
музыки»
(4 октября)

День памяти
политическихрепрессий
(30 октября)

Всероссийский день
чтения(9 октября)

День Организации
День детскогоздоровья
Объединенных Наций.(24 (2 октября)
октября)
День бабушек и дедушек в
России(28 октября)

Всемирный деньДоброты
(13 ноября)
Всемирный день
приветствий(21 ноября)
День словаря(22 ноября)
Всемирный день Книги
рекордов Гиннеса
(23 ноября)
День материи

День народногоединства Всемирный деньребёнка
(4 ноября)
(20 ноября)
Международный день
толерантности
(16 ноября)

Международный день
пожилых людей
(1 октября)

День рождения Деда
Мороза
(18 ноября)

Международный день
гражданской авиации(7
декабря)
День Героев Отечества в Всемирный день футбола
России
(10 декабря)
(9 декабря)
День энергетика(22
декабря)
День героев Отечества
Международный день
День конституции РФ (12 кино(28 декабря)
декабря)
День полного
Неделя науки и техники
Январь освобожденияЛенинграда длядетей и юношества
от фашистской блокады. (4-10 января)
(27 января)Неделя
День детского кино(7
П.П. Бажова
января)
День творчества и
вдохновения(17 января)
Международный день
эскимо(23 января)

(26 ноября)
Международный день
инвалидов (3 декабря)
Международный день
добровольца в России
(5 декабря)

Декабрь День Неизвестного
Солдата(3 декабря)

День заповедников и
национальных парков (11
января)
Всемирный день снега
(Международный день
зимних
видов
спорта) (19 января)

Всемирный день
«спасибо» (11 января)
Международный день
объятий
(21 января)
Международный день
защиты персональных
данных
(23 января)

Международный день
правчеловека
(10 декабря)
Международный день
помощи бедным
(19 декабря)
Международный день
солидарности людей
(20 декабря)

Новый год (31 декабря)

Всемирный день мира(1
января)

День зимних видов спорта День памятиА.С.
Международный день
вРоссии
Пушкина(10 февраля)
родного языка
(7 февраля)
Международный день
День Рождения
книгодарения
(21 февраля)
Ассоциации заповедников (14 февраля)
День спонтанного
и национальныхпарков
Северо-Запада России (25 проявления доброты (17
февраля)
февраля)
Международный день
полярного медведя (27
февраля)
Масленичная неделя (28
Всемирный день кошек(1
Всемирный день писателя марта)
Международный женский День содружестванаций
февраля -6 марта)
(3 марта)
день
(9 марта)
(8 марта)
Всемирный день поэзии День моряка – подводникаВсемирный день дикой
природы
(21 марта)
(19 марта)
День добрых дел(15
Международный день
(3 марта)
марта)

Февраль День российской науки(8
февраля)
Всемирный день радио(13
февраля)
День воинской славы
России
— День защитника
Отечества(23 февраля)

Март

День бабушек(4 марта)
Международныйдень
человека с синдромом
Дауна

планетариев(20 марта)
Международный день
театра(27 марта)
Международный день
математиков
(28 марта)
Апрель

Всемирный день
метеорологии
(23 марта)

День геолога(4 апреля)
День работников скорой
помощи
(18 апреля)
Международный день
цирка(16 апреля)
Всемирный день охраны
труда(28 апреля)
День пожарной охраны
(30 апреля)

(21 марта)

Международный день
счастья
(19 марта)

Международный день
детской книги
(2 апреля) Всемирный
деньмультфильмов (6
Всемирный день охраны апреля)
здоровья
Международный день
(7 апреля)
памятников и историч.
мест(18 июня)
День экологических
Всемирный день книги
знаний(15 апреля)
(23 апреля)
Всемирный день Земли
Международный день
(22 апреля)
танца(29 апреля)
Международная акция
Всемирный день желаний
Маршпарков
(29 апреля)
(25-30 апреля)
Праздник Весны и Труда
Всемирный день Солнца
День водолаза в России(5 (3 мая)
Всемирный день
в России. (День
мая)
КрасногоКреста и
международной
Всемирный день
Красного Полумесяца
солидарности
перелётныхптиц
Международный
день
(8 мая)
трудящихся)
(9 мая)
Международный день
астрономии
(1 мая)
День экологического
(10 мая)
музеев
образования
День Победы(9 мая)
(18 мая )
(12 мая)
День Славянской
Общероссийский день
Всероссийский день
письменности и культуры
библиотек
посадкилеса
(27 мая)
(24 мая )
(12 мая)
Международный день
День пограничника(28
биологического
мая )
разнообразия(22 мая)
Международный день
День космонавтики(12
апреля)

Май

Всемирный день водных Всемирная неделя добра
ресурсов (22 марта)
(14-21 марта)

Международный день
птиц(1 апреля)

«Международныйдень
День славянской
семьи»
письменности и культуры (15 мая)
(24 мая)
Всемирный день
культурного
разнообразия во имя
диалога и развития
(21 мая)

Июнь

Июль

Август

Пушкинский день
России.
День русского языка.(6
июня)
День России(12 июня)
Международный
Олимпийский день(22
июня)
День ГАИ (ГИБДД МВД Международный день
РФ)
спортивного журналиста
(3 июля)
(2 июля)
День ВМФ (День Военно- День работников
Морского флота)
морского иречного флота
(26 июля)
(5 июля)
День Воздушнодесантныхвойск (День
десантника) (2 августа)

заповедников(24 мая)
Всемирный день без
табака
(30 мая)

Всемирный день китов и
дельфинов
Международный день
(23 июля)
дружбы
Международный день
(30 июля)
дружбы(29 июля)

Международный день
День Железнодорожника Международный день
Всемирный день
«Врачи за мир»(6 августа) коренныхнародов
(1 августа)
светофора
(5 августа)
(9 августа)
День строителя(8 августа) Всемирный день кошек(8
День Государственного
августа)
флагаРоссии
День шахтера(29 августа) День физкультурника
(22 августа)
(8 августа)
День Воздушного Флота
Международный день
(День Авиации)
здорового сердца
(15 августа)
(11 августа)
Международный день
бездомных животных
(16 августа)

Всемирный день
семьи,любви и
верности (День Петра
и Февронии)
(8 июля)

Название
(события)

Краткая информационная справка

Рекомендуемое
время проведения Форма проведения
праздника
(события)

День знаний

1 сентября уже в течение многих1 сентября
десятков лет – настоящий праздник для
миллионов россиян, которыесадятся за
парты в школах и высших учебных
заведениях, чтобы грызтьгранит науки.
начала нового учебного года. С 1984
года он официально учрежден как День
знаний. Традиционно в этот день в
школах
проходят
торжественные
линейки. День знаний – самый
долгожданный праздник для тех, кто
впервые переступит школьныйпорог. С
особой торжественностью встречают
в
Школах первоклассников
Бывшие
детсадовцы
впервые
переступают школьный порог вновом
качестве учеников. Как правило,
стихами,
подарками
сделанными
своими руками, ихприветствуют гости
– старшие дошкольники

экскурсия в школу;
участие в празднике
«первого звонка в школе»(в
т.ч. выступление на
торжественной линейке,
вручение подарков,
презентация подарка в виде
коллективной работы)

Подготовка к событию
Формирование
первичных
представлений
и
положительного отношения к процессу обучения в школе
(предметам, урокам, оценкам, школьнымпринадлежностям,
распорядку дня школьника, новой роли ученика и др.),
труду учителя:
5-7 лет
- сюжетно-ролевые игры («Школа», «Магазин» (покупка
школьных принадлежностей), «1 сентября»);
беседы по теме праздника;
- экскурсия в школу «Как школа готовится к приему
первоклассников»;
- придумывание для первоклассников физкультминуток,
мини-гимнастики для глаз, подвижных игр на перемене;
чтение художественной литературы по теме праздника;
- знакомство со школьными принадлежностями и
способами их использования;
- отгадывание и составление загадок о школьных
принадлежностях;
разучивание
стихов
о
школе,
учителе,
первоклассниках;
- рассказы из опыта детей «Как мой старший брат (сестра,
друг) собирался идти в школу»;
- слушание и исполнение песен, разучивание танцев
(«Школьная полька») школьной тематики;
- мастерская (изготовление подарков первоклассникам с
содержанием, атрибутов для сюжетно-ролевых игр по теме
праздника);

48

Неделя
безопасности
День
воспитателяи
всех
дошкольных
работников

Конкурс рисунков
1 неделя
27
сентября
новый 4-я неделя
общенациональный праздник «День сентября
воспитателя и всех дошкольных
работников».
Идея этого праздника - помочь
обществу обратить больше внимания
на детский сад и на дошкольное
детство в целом. Дошкольный возраст особенно важный и ответственный
период в жизни ребенка, в этом
возрасте формируется личность,
и
закладываются
основы
здоровья.
Благополучное
детство
и
дальнейшая судьба каждого ребенка
зависит от мудрости воспитателя, его
терпения, внимания к внутреннему
миру ребенка. С помощью своих
воспитателей дошкольники познают
секреты окружающего мира, учатся
любить иберечь свою Родину.

- проектная деятельность (создание и презентация
плакатов, памятки
по организации здорового образа жизни;
Формирование
первичных
представлений
и
день открытых дверей;
- выставка рисунков («Мояположительного отношения к профессии воспитателя,
другим профессиям дошкольных работников, детскому
любимая
воспитательница».
«Мойсаду как ближайшему социуму:
любимый детский сад», и3-5 лет
сюжетно-ролевая игра «Детский сад»;
др.);
- рассматривание помещений групповой комнаты (какие
завершение
конструирования
здания есть уголки, что в них можно делать, кто их организовал и
детского сада.
т.д.), групповых фотографий (узнавание детей, педагогов);
наблюдения за трудом младшего воспитателя
(накрывает на стол, моет посуду и др.), отдельными
сторонами труда воспитателя (например, подготовка к
прогулке);
«обзорная» экскурсия по детскому саду;
чтение художественной литературы по теме;
разучивание стихотворений по теме;
ситуативные разговоры и беседы по теме;
слушание и исполнение песен «про детский сад»;
- мастерская (обсуждение, выбор и изготовление вместес
родителями детей «подарков» для сотрудников детского
сада - поздравительных открыток, закладок, лепка бус с
последующей росписью; создание коллективных работ панно «Ладошки нашей группы»);
- развивающие игры «Профессии», «Что нужно повару» и
др.;
организация посильной помощи воспитателю и
младшему воспитателю;
5-7 лет
педагогические
ситуации,
решение
ситуаций
морального выбора;
- проектная деятельность (конструирование здания или
создание макета детского сада; выкладывание здания
детского сада из мелких предметов);
музыкальные импровизации на темы детского сада;

49

Международный день музыки

Международный
день
музыки 1-ая неделя
учрежден 1 октября 1975 года по
октября
решению ЮНЕСКО. Одним из
инициаторов
учреждения
Международного дня музыкиявляется
композитор Дмитрий Шостакович.
Праздник отмечается ежегодно во всем
мире
большими
концертными
программами, с участием лучших
артистов
и
художественных
коллективов. В этот день звучат
сочинения,вошедшие в сокровищницу
мировойкультуры.

ООН призывает все правительства
День пожилого мировых стран и всех простых людей
уделять внимание созданию общества
человека
для всех возрастов,
связанных с проблемами старения.
Всемирный
Решение отмечать Всемирный день

1 октября

2-ая неделя

- Вечер музыки
музыкальная викторина;
- экскурсия в Школу
искусств

Фотовыставка «Я и мои
любимые
бабушки и
дедущки»
- экскурсия в зоопарк;

наблюдения за трудом работников детского сада;
тематические экскурсии по детскому саду (на
пищеблок, в медицинский кабинет, прачечную, спортивный
зал и др.);
мастерская
(продуктивная
(изобразительная)
деятельность на тему «Мой любимый детский сад»;
создание коллективных работ «Букет красивых цветов для
наших педагогов» – рисование или аппликация цветка с
последующим объединением в общий букет,
«Наша группа» - «портреты» детей и педагогов
объединяются в групповой портрет; изготовлениеатрибутов
для сюжетно-ролевой игры «Детский сад»);
- игры-имитации на определение профессии «Где мы
были - мы не скажем, а что делали – покажем»,
разыгрывание этюдов на передачу эмоционального
состояния людей разных профессий посредством позы,
действий, мимики;
- отгадывание и сочинение загадок о профессиях людей,
работающих в детском саду.
Приобщение и формирование положительного отношения к
музыкальному искусству:
5-7 лет
слушание музыки разных жанров и направлений;
- беседы по теме праздника (о композиторах, различных
музыкальных жанрах и направлениях, из истории
музыкального искусства, знакомство с музыкальными
инструментами);
«рисование»
музыки
(передача
средствами
изобразительной
деятельности
характера
музыки,
настроения человека, слушающего музыку);
разучивание танцев разных ритмов;
- музыкально-дидактические игры, подвижные игры с
музыкальным сопровождением;
придумывание движений под музыку.
За неделю до праздникаизготовление подарков.

Формирование первичных ценностных представлений о
50

день животных животных было принято 4 октябряна октября
Международном
конгрессе
сторонников движения в защиту
природы, проходившем во Флоренции
в 1931 году. Общества защиты
животных многих стран мира заявили о
своей
готовности
ежегодно
организовывать
разнообразные
массовые мероприятия. В России эта
дата отмечается с 2000 г. по
инициативе Международного фонда
защиты животных. День животных
установлен с целью повышения
осознания
общественностью
необходимости
защиты
окружающей
среды,
повышения
активности в защите животных. Россия
прочно удерживает второе после США
место в мире по численности
домашних животных. Вкаждой третьей
российской семье живут «братья
меньшие».

выставка (конкурс)
рисунков (фотографий);
домашних животных;
викторина «В мире
животных»;
конструирование зоопарка.

животных как «меньших братьях» человека:
3-5 лет
сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»;
- подвижные игры по теме праздника, игры-имитации
характерных особенностей (повадок, поз, движений)
животных;
чтение художественной литературы по теме праздника;
разучивание стихов о животных;
игры-драматизации сказок о животных;
- рассматривание фотографий домашних животных,
изображений домашних и диких животных, иллюстраций с
изображением персонажей-животных, живых объектов в
уголке природы);
- беседы, ситуативные разговоры и рассказы педагогов по
теме, в том числе о видовом разнообразии животных, местах
их обитания и питании, их значении в жизни человека и
всего живого, последствиях уничтожения животных,
защите животных со стороны людей и государства,
посильной помощи детей в деле защиты животных;
- развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем
питается?», «Путаница» («Животный мир») и т.д.;
- наблюдения за животными (во дворе, в уголке природы,
домашними);
5-7 лет
- сюжетно-ролевые игры по темам мультфильмов,
кинофильмов с участием персонажей-животных;
двигательные импровизации «Угадай животное»;
- проектная деятельность (составление и памятки о
внимательном и бережном отношении человека к
животным;
изготовление
дорожных
знаков,
предупреждающих появление домашних и диких животных
на дороге, «Дикие животные», «Перегон скота»;
конструирование или создание макета зоопарка; создание
плаката в защиту животных; создание и презентация
детской энциклопедии о животных; выкладывание из
мелких предметов какого-либо животного);
мастерская
(продуктивная
(изобразительная)
деятельность по теме праздника);
создание коллекции («Животные России», «Животные

51

нашего края», «Красная книга мира (России, нашегокрая)»);
- организация фотовыставки домашних животных,
выставки произведений книжной графики «Художники
анималисты – детям» (Е.Чарушин, В.Ватагин, В.Чижиков и
др.);
- разучивание музыкально-танцевальной композиции «В
мире животных»;
- чтение художественной, научно-познавательной и
научно-художественной литературы по теме праздника;
педагогические ситуации, решение проблемных
ситуаций и ситуаций морального выбора по теме (животное
попало в капкан; у него перебита лапа; что будет с
человеком, если не станет животных и др.);
отгадывание и составление загадок по теме;
- организация трудовой деятельности (уход за живыми
объектами в уголке природы)
рассказы о домашних животных (из личного опыта),
творческое рассказывание («Животное,
о котором
мечтаю»).
Международн Профессия врача относится к одной из 3-я неделя
ый день врача
самых
древних.
октября
По
инициативе
Всемирной
организации
здравоохранения
отмечается Международный день
врача. Это день солидарности и
активных действий врачей всего мира.
В
1971
году
была
создана
международная
медицинская
гуманитарная организация «Врачи без
границ». Действуя под эгидой ООН,
она оказывает помощь жертвам
природных катастроф, вооруженных
конфликтов,
эпидемий, социальных бедствий более
чем в 80 странах мира, помогает всем
вне зависимости от политической,
религиозной
или
этнической
принадлежности.

- сюжетно-ролевая игра
(«Больница»,
«Поликлиника»);
- спортивно-музыкальное
развлечение (основыЗОЖ);
экскурсия
в
поликлинику

Формирование первичных представлений о профессии
врача,
ее социальной значимости и гуманной
направленности (помогать больным восстанавливать
здоровье, облегчать страдания):
3-5 лет
сюжетно-ролевые игры («Больница», «Поликлиника»,
«Аптека», «Скорая помощь»);
- рассматривание предметных и сюжетных картинок по
теме праздника;
- ситуативные разговоры и беседы с детьми по теме
праздника (об отдельных профессиональных действиях
врача, отношениях врача и пациента);
чтение художественной литературы по теме;
разучивание стихотворений по теме;
5-7 лет
- сюжетно-ролевые игры, в том числе по мотивам
художественных произведений, мультфильмов («Доктор
Айболит»);
- педагогические ситуации и ситуации морального
выбора по теме;
отгадывание и составление загадок по теме;
52

Международн
ый день
анимации
(мультфильм
ов)

28 октября 1892 года в Париже
4-я неделя
кудесник
Эмиль Рейно созвал октября
зрителей на новое, доселе никем не
виданное зрелище - «оптический
театр».
Там
талантливый
изобретатель впервые публично
продемонстрировал свой аппарат
праксиноскоп, который показывал
движущиеся картинки. Именно эта
дата теперь и считается началом
эпохи
анимационного кино.
Международный День Анимациибыл
учрежден пять лет назад и ныне
празднуется
во всем мире.
В его преддверии аниматоры совсего
света
обмениваются
программами
своих фильмов и

- чтение художественной, научно-познавательной и
научно-художественной литературы по теме праздника;
- беседы и рассказы педагогов о профессиональных
действиях, обязанностях, специальностях (окулист, лор,
хирург и др.), сфере деятельности (школьный, санитарный
врач, врач скорой помощи и др.) врачей, структуре и
функционировании поликлиник, больниц, социальной
значимости профессии врача, солидарности всех врачей
мира;
развивающие игры по теме праздника;
- экскурсии в медицинский кабинет детского сада,
поликлинику;
инсценирование литературных произведений;
- «соревнования» в оказании первой медицинской
помощи пострадавшему;
- викторины («Что, где, когда?») познавательного
характера по теме;
- проектная деятельность (создание макета поликлиники,
больницы, медицинского кабинета; выкладывание из
мелких предметов медицинских инструментов)
мастерская
по
изготовлению
«подарка»
(поздравительная открытка, панно, плакат, фриз и др.)
медицинским работникам, атрибутов для сюжетноролевых игр по теме праздника.
Приобщение к искусству анимации. Формирование
просмотр
первичных ценностных представлений (на содержании
мультипликационного
лучших образцов анимационного кино):
фильма;
сюжетно-ролевая игра
5-7 лет
сюжетно-ролевые игры (по мотивам мультфильмов);
«Художники- просмотр мультфильмов, содержащих проблемные
мультипликаторы»;
выставка
работ ситуации (например, «Вовка из тридесятого царства»,
(рисование,
лепка, «Малыш и Карлсон» и др.);
рассказ воспитателя о технологии создания
художественное
мультфильмов;
конструирование,
аппликация)
«Любимые - слушание музыки из мультфильмов, исполнение песен
герои мультфильма»
из мультфильмов;
разучивание танцев под музыку из мультфильмов;
- проектная деятельность (создание мультфильма из
детских рисунков; составление сценария нового
мультфильма с известными героями или «своего»
мультфильма;
озвучивание
мультфильмов;
53

устраивают премьерные и лучшие
просмотры для благодарной, целый год
ждущей этого события публики.
Сейчас
подобные
сеансы
мультфильмов одновременно проходят
уже в 104 странах мира.

День
народного
единства

4 ноября – день Казанской иконы1-я неделяноября
Божией Матери – с 2005 года
отмечается как «День народного
единства». 4 ноября 1612 года воины
народного
ополчения
под
предводительством Кузьмы Минина и
Дмитрия Пожарского штурмом взяли
Китай-город, освободив Москву от
польских
интервентов
и
продемонстрировав образец героизма
и сплоченности всего народа вне
зависимости
от
происхождения,
вероисповедания и положения в
обществе. Кроме того, еще в 1649 году
указом царя Алексея Михайловича
деньКазанской иконы Божией Матери
(22 октября по старому стилю) был
объявлен
государственным праздником. Таким
образом, можно сказать, что «День
народного единства» совсем не новый
праздник, а возвращение к старой
традиции.

конструирование или создание макета сказочного дворца,
города по мотивам любимых мультфильмов; выкладывание
из мелких предметов героя мультфильмаи др.);
мастерская
(рисование,
лепка,
аппликация,
художественный труд - «Любимый герой»);
- ситуации морального выбора, педагогические ситуации
по теме;
беседы
о
нравственных
качествах
героев
мультфильмов.
фольклорный
праздник;
спортивное
развлечение (подвижные
игрынародов России);
выставка
рисунков, поделок
(национальный костюм,
природа России
и др.).

Формирование первичных ценностных представлений о
России как о многонациональной, но единой стране.
Воспитание уважения к людям разных национальностей:
5-7
цикл бесед и рассказы воспитателя «Народы России»;
чтение художественной, научно-художественной и
научно- познавательной литературы по теме, сказок
народов России;
- игры-драматизации (по сказкам народов России),
подвижные игры народов России;
разучивание стихотворений по теме праздника;
- рассматривание фотографии с изображением памятника
К Минину и Д Пожарскому, других фотоматериалов,
иллюстраций по теме праздника;
ситуации морального выбора, педагогические ситуации;
проектная деятельность («Путешествие по карте России»);
- создание коллекций (животных, растений, видов
местности России идр.) «Природа России»;
- мастерская по «изготовлению» национальных
костюмов (рисование,аппликация);
слушание, разучивание и исполнение песен и танцев
народов России.

54

Всемирныйдень Всемирный
день
приветствий» 3-я неделя
приветствий отмечается ежегодно с 1973 года. Его ноября
придумали два брата- американца
(Майкл и Брайен Маккомак) в самый
разгар холоднойвойны, в знак протеста
против
усиления
международной
напряженности. «Нужен простой, но
эффективный поступок», - решили
братья и отправили письма с
радушными приветствиями во все
концы мира. Они никому не
навязывали своих идей борьбы за мир
во всем мире. Они лишь просили
адресата поприветствовать еще когонибудь, еще хотя бы человек десять…
Эта идея была поддержана и
руководителями государств,
и
простыми людьми. С тех пор каждый
год 21 ноября отмечается
«Всемирный
день
приветствий»,
радостных
эмоций и хорошего
настроения.

- сюжетно-ролевая
игра («В гостях»,
«Добро
пожаловать», др.);
вручение
приветственных
открыток,
изготовленных
руками
детей,
родителям (детям
соседней группы,
соседнего детского
сада
и
др.);
конкурс
звуковых
приветствий
(с
использованием
ТСО).

Формирование представлений о формах и способах приветствий,
культуры поведения, желания и умения устанавливать положительные
взаимоотношения с людьми:
3-5 лет
сюжетно-ролевая игра (Семья», «Гости»);
- наблюдения, игровые ситуации по теме праздника (формы и способы
приветствий – «Здравствуйте», «Доброе(ый) утро (день, вечер)»,
«Привет», кивок головой, улыбка; ситуации приветствий – встреча,
телефонный разговор, письмо и др.);
- ситуативные разговоры с детьми, педагогические ситуации («Научим
кукол Ваню и Аню здороваться», «Кукла Аня принимает гостей»);
чтение художественной литературы, разучивание стихотворений;
- развивающие игры на узнавание эмоций («Путешествие в мир
эмоций» и др.);
5-7 лет
- сюжетно-ролевые игры «День рожденья», «Детский сад принимает
гостей»;
беседы по теме праздника («Вы сказали «Здравствуйте»);
- чтение и обсуждение художественной литературы, литературы
познавательного содержания о традициях приветствий разных народов;
игровые ситуации (приветствия участников по интернету,
приподниманием головного убора, рукопожатием, объятием, в танце,
«Приветствие роботов», «Приветствия животных», «Приветствие с
юмором»);
- решение проблемных ситуаций («Здороваемся с иностранным
туристом», «Приветствуем без слов»);
театрализованные игры по теме праздника;
- мастерская по «изготовлению» поздравительных открыток, куколдля
приветствия малышей, коллективных работ (например, коллажа
«Дети приветствуют сотрудников детского сада»), атрибутов для
сюжетно-ролевых игр по теме праздника;
слушание и исполнение музыки (песен) по теме праздника.

День матери

конкурс чтецов
«Милой мамочке
моей
это
поздравленье…»;
выставки

Воспитание чувства любви и уважения к матери, желания помогать
ей, заботиться о ней:
3-5 лет
сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»;
игровые и педагогические ситуации, ситуативные разговоры с

Праздник «День Матери» основан 4-я неделя
Президентом Российской Федерации30 ноября
января 1998 года, он празднуется
в последнее воскресенье ноября,
воздавая должное материнскому

55

труду и их бескорыстной жертве ради
блага
своих
детей.
Среди
многочисленных
праздников
,отмечаемых в нашей стране, «День
Матери» занимает особое место. Это
праздник, к которому никто не может
остаться равнодушным. В этот день
хочется сказать слова благодарности
всем Матерям, которые дарят детям
любовь, добро, нежность и ласку.

Международный 1992 году Генеральная Ассамблея 1-я неделя
день инвалидов ООН провозгласила 3 декабря
декабря
«Международным днем инвалидов».
Проведение праздника направлено на
привлечение внимания к проблемам
инвалидов, защиту их достоинства,
прав и благополучия.

рисунков
(«Моядетьми («Ласковые слова», «Какой подарок для мамы лучше» и т.п.);
мама»);
чтение художественной литературы по теме праздника;
-Утренник
(с разучивание стихов по теме праздника;
участием мам).
слушание и исполнение музыки (песен) о маме;
разучивание танцев для мам;
5-7 лет
сюжетно-ролевая игра «Семья»;
организация фотовыставки портретов «Моя мама»;
проектная деятельность (организация выставки портретов-рисунков
«Моя мама», презентация, узнавание мамами себя);
- мастерская по изготовлению подарков мамам, атрибутов для
сюжетно-ролевой игры «Семья»;
- спортивные игры как подготовка к спортивному конкурсу с участием
мам;
разучивание музыкально-танцевальной композиции для мам;
- педагогические и игровые ситуации (забота о маме – подать руку,
выходя из автобуса; открыть дверь, если заняты руки; подать или
принести какой-либо предмет; помощь в домашних делах; уход во время
болезни и др.);
- ситуации морального выбора (пригласить друзей или тихо поиграть
одному, когда мама устала, и т.п.).
- праздник-утренник Формирование представлений об инвалидах как о людях, которым
необходимо особое внимание окружающих, о способах и формах
с
приглашением
оказания помощи инвалидам:
5-7 лет
детей-инвалидов,
воспитывающихсяна сюжетно-ролевая игра «Санаторий»;
- беседы и ситуативные разговоры по теме, в том числе об источниках
дому.
опасности для человека (острые, режущие предметы, ядовитые растения,
огонь, электричество и др.), опасных ситуациях (на детской площадке,
вблизи железнодорожных и трамвайных путей, в лифте, вблизи
работающих механизмов), последствиях опасных ситуаций (ожоги, раны,
потеря зрения, невозможность передвигаться), о том, как инвалиды
стараются преодолеть свои физические недостатки, о параолимпийских
играх, о поддержке инвалидов со стороны государства;
- педагогические ситуации (уход за больным, чтение вслух человеку с
нарушением зрения, помощь при передвижении людям, имеющим
нарушения опорно-двигательного аппарата, и др.) и ситуации
морального выбора;
56

Новый год

Традиция празднования Нового года3-4-я
была связана с началом в конце мартанеделя
земледельческих работ. В течение 12декабря
дней шествиями,карнавалами,
маскарадами
ознаменовывалось это событие. Когда
Юлий Цезарь ввел новый календарь
(сейчас его называют юлианским),
первым днем Нового Года стали
считать первый деньянваря. В России,
со времени введения христианства,
начинали летоисчисление или с марта
или со дня святой Пасхи. В 1492 году
великий князь Иоанн III утвердил
постановление Московского собора
считать за начало года 1 сентября.
Кроме того, важно сказать, что вплоть
до 1700 года Россия вела счет годам
«От сотворения мира». Но так
продолжалось
относительно
недолго.Россия
начинала
устанавливать связи с Европой и такая
«разница во времени» очень
мешала. В 7207 году (от сотворения
мира) Петр I издал указ отмечать

развивающие игры («Полезное-необходимое-опасное» и др.);
экскурсии в группы, учреждения для детей-инвалидов;
чтение
художественной литературы по теме, в том числе
«Путаница»,
«Кошкин
дом»
К.И.Чуковского
(последствия
неосторожного обращения с огнем, спичками);
- «шефство» над ребенком-инвалидом, не посещающим детский сад
(участие ребенка-инвалида в делах, событиях, праздниках группы);
- мастерская по изготовлению сувениров-подарков для детейинвалидов;
- знакомство с опознавательными знаками на транспортных средствах
(«Инвалид», «Глухой водитель»), беседы о необходимости их
использования в целях безопасности как инвалидов, так и
окружающих людей (пешеходов и водителей).
новогодний Формирование представлений о Новом годе как веселом и добром
празднике (утренники; новогодние спектакли; сказки; каникулы;
утренник;
совместные с семьей новогодние развлечения и поездки; пожелания
карнавал;
счастья, здоровья, добра; поздравления и подарки; Лапландия – родина
костюмированный Деда Мороза и др.), как начале календарного года (времена года;
цикличность, периодичность и необратимость времени; причиннобал.
следственные связи; зимние месяцы; особенности Нового года в теплых
странах и др.). Формирование умений доставлять радость близким и
благодарить за новогодние сюрпризы и подарки.
Новый год – традиционный и самый любимый праздник детей. В
российском дошкольном образовании накоплен достаточный опыт по
подготовке и проведению новогодних утренников (других форм
проведения праздника).
В процессе подготовки к праздничным мероприятиям особое внимание
необходимо обратить на
решение
психологопедагогических задач образовательной области «Безопасность».

57

Новый
год со дня Рождества
Богочеловека и 1 января вместо 1
сентября.
января
является
самой 3-я неделя
Всемирныйдень 11
«спасибо»
«вежливой» датой в году – в этотдень января
отмечается Всемирный день
«спасибо».
Слово
«спасибо»
устоявшееся сокращение от фразы
«спаси Бог». Этой фразой на Руси
выражали
благодарность.
Мы
прекрасно осознаем значение хороших
манер,
их
необходимость
в
повседневной жизни, но большую
часть благодарностей мы выражаем,
как бы походя, не задумываясь об их
смысле.
Однако
слова
благодарности обладают особыми
свойствами, с их помощью люди дарят
радость друг другу и выражают
внимание. Психологи уверены, что
слова благодарности – это устные
«поглаживания», и они способны
успокоить и согреть своей теплотой.
Главное, чтобы «спасибо» шло от
чистого сердца! Неслучайно издавна в
народе существовалоповерье – нельзя
произносить слова благодарности в
состоянии раздражения.

День доброты

День спонтанного проявления доброты 1-я неделя
– одна из недавних инициатив февраля
международных
благотворительных организаций. Этот
праздник имеет общемировоезначение,
празднуют его всем
миром,
вне
зависимости
от
гражданства, национальности и

подведение Формирования умения благодарить как составляющей нравственного
итогов
неделиразвития человека и этикетного поведения:
3-5 лет
вежливости.
- сюжетно-ролевая игра (любой тематики с акцентом на выражение
благодарности за покупку, оказанную помощь, сделанный подарок ит.п.);
- игровые и педагогические ситуации, ситуативные разговоры с детьми
по теме («День рождения куклы Ани», «Магазин игрушек» и др.);
- наблюдения по теме (за проявлениями чувства благодарности,
формами выражения, интонацией, мимикой и др.);
чтение художественной литературы по теме;
- рассматривание сюжетных картинок по теме («В магазине», В
автобусе», «Мамины руки», «В детском саду»);
развивающая игра «Скажи по-другому (слова благодарности);
разучивание стихов о правилах вежливости;
5-7 лет
сюжетно-ролевые игры «Праздник», «День рожденья»;
- игровые и педагогические ситуации по теме (развитие умения
благодарить: «Спасибо», «Пожалуйста», «Не стоит благодарности»,
«Мне было не трудно», «Я с радостью сделал это для тебя» и др.);
- мастерская (изготовление благодарственных открыток или писем для
родителей, сотрудников детского сада, атрибутов для сюжетно-ролевых
игр);
- беседы по теме праздника (об истории праздника, гостевом этикете,
правилах приема подарков и выражения благодарности);
игры-драматизации, инсценировки по теме праздника;
решение проблемных ситуаций.
подведение Формирование первичных ценностных представлений о добре и зле:
итогов
недели3-5 лет
рассматривание иллюстраций к сказкам, художественным
добрых дел.
произведениям, изображающих добрых и злых героев;
чтение по теме праздника;
ситуативные разговоры, педагогические ситуации и беседы по теме
праздника (о добрых и злых героях, поступках; способах и формах
выражения доброты друг к другу, родным, домашним животным,
58

религиозных убеждений. В Россииэтот
праздник пока еще мало известен. В
этот
день,
как
призывают
организаторы, нужно стараться быть
добрым ко всем, и непросто добрым, а
добрым безгранично и бескорыстно.
Немногие в наше неспокойное время
способны на такой «подвиг» – в
состоянии усталости и раздражения от
насущных забот мы все чаще
равнодушно проходим мимо чужих
проблем, пока они не коснуться нас
самих. И тогда мы ищем поддержку и
участие у людей, для которых
«бескорыстная
помощь»,
«милосердие» и «отзывчивость» не
просто слова, а смысл жизни, ставший
призванием.

Международн Международный день родного языка,2-я неделя
провозглашенный
ЮНЕСКО, февраля
ый день
родного языка отмечается каждый год с февраля
2000 года для содействия языковому

окружающим людям; моральных нормах и правилах поведения,
отражающих противоположные понятия, например, хороший-плохой,
добрый-злой, смелый-трусливый, честный-лживый);
наблюдения за поступками взрослых и детей;
разучивание стихов по теме праздника;
- воспроизведение диалогов литературных и сказочных героев, героев
мультфильмов;
организация трудовой деятельности
(посильная помощь
воспитателям, младшим воспитателям, дворникам и т.п.);
развивающие игры «Что доброго делают люди этой профессии?»,
«Путешествие в мир эмоций» и др.;
5-7 лет
сюжетно-ролевые игры (по мотивам сказок, мультфильмов);
- педагогические ситуации и беседы по теме праздника (о нормах и
правилах поведения, отражающих противоположные понятия, например,
справедливый-несправедливый, вежливый-грубый, жадный-щедрый,
скромный-хвастливый; соответствующих примерах из жизни кино,
мультфильмов, книг, произведений изобразительного искусства;
причинах нечаянного совершения недобрых поступков; о людях разных
профессий, делающих добро);
- решение проблемных ситуаций как в воображаемом, так и реальном
плане (отказаться от чего-то выгодного для себя в пользу интересов и
потребностей близкого человека, друга и др.);
- создание коллекции положительных героев книг, мультфильмов,
кинофильмов;
- организация выставки портретов героев книг, мультфильмов,
кинофильмов, олицетворяющих добро;
составление альбома (фото, рисунков) «Наши добрые дела»;
проектная деятельность (создание и презентация карты и макета
«Страна Доброты», творческое рассказывание о жителях страны, о том,
что нужно делать, чтобы попасть в эту страну);
разыгрывание сценок по сюжетам литературных произведений;
- рассказы из личного опыта «Добрый поступок моего друга (мамы,
папы)» и др.;
викторины по теме праздника.
фольклорный Воспитание интереса и уважения к родному языку, языковой
праздник Навруз; толерантности:
5-7 лет:
рисование
- беседы по теме (о существовании разных языков в мире; ценности и
(лепка,
59

День
защитника
Отечества

и культурному разнообразию. Языки
являются
самым
сильным
инструментом сохранения и развития
нашего материального и духовного
наследия. По оценкам ЮНЕСКО
половина из 6 тысяч языков мира могут
в
ближайшее
время
потерять
последних носителей. Все шаги по
способствованию
распространения
родных языков служат не только
содействию
языковому
разнообразию
и многоязыковому
образованию, развитию болееполного
знакомства
с
языковыми
и
культурными традициями по всему
миру, но и крепят солидарность,
основанную на взаимопонимании,
терпимости и диалоге.
Сегодня большинство граждан России3-я неделя
склонны
рассматривать
Деньфевраля
защитника Отечества не столько, как
День Рождения Красной Армии,
сколько, как день настоящих мужчин защитников в широком смысле этого
слова.

аппликация,
красоте каждого языка, в том числе родного языка; средствах
худ.труд) сказки;
выразительности родного языка);
- конкурс чтецов, слушание песен и стихов на башкирском языке;
на лучшуюзагадку, разучивание стихов на родном языке;
сочиненную детьми, - литературная викторина (по произведениям писателей и поэтов,
и др.;
писавших на родном языке);
дидактическаяигра - рассматривание карты России, мира, поиск территорий, стран,
(викторина)
жители которых говорят на родном, русском, иностранных языках;
«Скажи правильно», - рассматривание костюмов (мужского и женского), предметов быта,
«Подбери рифму»и промыслов и т.п. своего народа;
др.
чтение сказок на родном языке;
- проектная деятельность («книгопечатание» - создание книги сказок,
загадок и др. своего народа);

спортивный Формирование первичных представлений о Российской армии, о
праздник Зарница (с мужчинах как защитниках «малой» и «большой» Родины, всех слабых
людей (детей, женщин, стариков, больных). Воспитание уважения к
участием пап);
музыкально- защитникам Отечества:
театрализованный 3-5 лет
сюжетно-ролевая игра «Семья»;
досуг ;
ситуативные разговоры с детьми, беседы по теме праздника;
завершение
- рассматривание военных игрушек, изображений военной формы,
конструирования
танка,
пушки, сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций к книгам по теме
др.военной техники. праздника;
чтение художественной литературы по теме;
разучивание стихов по теме;
мастерская (изготовление подарков для пап и дедушек);
слушание и исполнение «военных» песен;
5-7 лет
подвижные и спортивные игры, эстафеты, конкурсы, соревнования;
сюжетно-ролевые
игры
(«Пограничники»,
по
мотивам
кинофильмов);
создание коллекции военной техники;
слушание и исполнение «военных» и патриотических песен, танцев;
60

Международн Уже в древнем Риме существовал1-я неделя
ый женский женский день, который отмечалимарта
день
матроны - женщины, состоящие в
браке. Они получали от своихмужей
подарки, были окружены любовью и
вниманием. Облаченные в лучшие
одежды, с благоухающимивенками на
головах, римлянки приходили в храм
богини Весты - хранительницы
домашнего
очага.
Впервые«международным» женский
день стал в 1911 году: тогда его
отмечали в четырех странах - Австрии,
Германии, Дании и Швейцарии (по
инициативе К.Цеткин). В Россию
Женский день пришел в 1913 году. С
1975 года 8 Марта получило
официальныйстатус «Международного
женского
дня».
Всемирный Всемирный День Земли (21 марта) 2-3-я
день Земли и отмечается ежегодно в день весеннего неделя
водных
равноденствия. В России официально марта
отмечается с 1998 года.
ресурсов
22
марта
является
уникальной
возможностью
напомнить
человечеству о чрезвычайнойважности
водных ресурсов для окружающей
среды,
жизни,
здоровья и безопасности человека.

- проектная деятельность (конструирование и выкладывание из
мелких предметов танка, пушки или другой военной техники);
викторина по теме праздника;
рассказы из личного опыта («Мой папа (дедушка) военный» и др.);
отгадывание и составление загадок по теме праздника;
соревнования по оказанию первой медицинской помощи;
мастерская (оформление сцены, изготовление плаката «Солдаты
России», атрибутов к сюжетно-ролевым играм по теме праздника и
др.).
Воспитание чувства любви и уважения к матери, женщине, желания
утренник,
помогать им, заботиться о них:
посвященный
Международному В российском дошкольном образовании накоплен достаточный опыт по
подготовке и проведению праздника, посвященного Международному
женскому дню;
выставка поделок, женскому дню. Мероприятия подготовки к Дню матери могут быть
использованы педагогами также при подготовке к Международному
изготовленных
совместно смамами; женскому дню.
выставка рисунков
(«Моямама», «Моя
бабушка»,
«Любимая
сестренка»);
проведение
вечера в группе
(чаепитие
с
мамами).

праздникВоспитание осознанного, бережного отношения к земле и воде как
экспериментирова источникам жизни и здоровья человека:
ние (с водой и5-7 лет
сюжетно-ролевая игра «Путешествие»;
землей);
праздник «Да -- игры-эстафеты (собрать разбросанные «в лесу» бумажки в пакет для
здравствует вода!»; мусора и т.п.);
«путешествие»
рассматривание картинок, иллюстраций по теме праздника;
по экологической ситуативные разговоры, беседы с детьми по теме, в том числе о
значении почвы и воды в жизни всего живого, последствияхнарушений
тропе;
правил охраны воды и земли (пролитая в море нефть –
61

Международн Международный день театра с 19614-я неделя
ый день театра года отмечается 27 марта. Это непростомарта
профессиональный праздник мастеров
сцены, это праздник миллионов
зрителей. Для дошколят каждое
посещение спектаклей кукольных
театров, театров юного зрителя – яркое,
запоминающееся событие, впечатление
от которого память хранит многие
годы.
А еще это игра, в которой в полной

дидактическая
игра (викторина)
«Наш
дом
–
Земля».

образование нефтяного пятна - погибшая рыба и др.);
наблюдения и экспериментирование по теме;
- создание коллекций водоемов (океан, море, река, озеро, пруд,
водопад, ручей и др.), камней (наиболее распространенных минералов),
«фильтров» («Как и чем очистить воду?»), водных и земных видов
спорта;
- развивающие игры "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка",
"Разрезные картинки", «Путаница» («Растительный мир», «Животный
мир», «Подводный мир») и др.;
чтение художественной, научно-художественной и научнопопулярной литературы по теме праздника;
рассуждения детей на темы: «Можно ли жить без воды (земли)?» и
«Опасная вода (земля)», творческое рассказывание о пользе воды и земли
для окружающей природы и человека и об опасностях воды и земли,
которые могут подстерегать человека;
- проектная деятельность (создание и защита альбома, макета,плаката,
детской энциклопедии, выставки рисунков по теме, коллективной работы
из различных материалов «Что может расти на земле?»; составление и
защита памятки о бережном отношении к воде и земле для
информационного родительского уголка, домашнего пользования);
отгадывание и составление загадок по теме праздника;
викторина познавательного характера по теме праздника;
решение проблемных ситуаций по теме;
игры с водой;
музыкальное развлечение (на основе песен о воде, о земле);
слушание и исполнение песен о воде и земле;
подвижные игры.

- сюжетно-ролевая
игра «Театр»;
выставкадекораций
(атрибутов)
к
театрализованном у
представлению;
музыкальнотеатрализованное
представление;
конкурс «Я б

Приобщение
и формирование положительного отношения к
театральному искусству:
3-4 года
игры-драматизации сказок («Репка», «Колобок», «Теремок»)
музыкальные, ритмические, пластические игры и упражнения;
- посещение театра (кукольного, ТЮЗа, детского спектакля в
драматическом театре и др.);
- слушание и исполнение песен о театре и для театра, танцев для
театральных спектаклей;
5-7 лет
- сюжетно-ролевая игра «Театр»;
62

мере
проявляется
активность
ребенка
возраста.

Международн
ый день птиц

творческая
дошкольного

Международный
день
птиц 1-я неделя
отмечается с 1906 года. В этом году апреля
1
апреля
была
подписана
Международная
конвенция
по
охранептиц,
к которой Россия
присоединилась
в 1927 году. По
традиции в это время в ожидании
пернатых
развешиваются
скворечники, синичники,
прочие
«птичьи домики».

Международн Начиная с 1967 года 2 апреля, в день2-я неделя
ый день
рождения великого сказочника Гансаапреля
детской книги Христиана Андерсена, весь мир
отмечает
Международный
день
детской книги, подчеркивая тем самым
непреходящую роль детской книги в
формировании
духовного
и
интеллектуального
облика
новых
поколений Земли.

актером
стать
хотел..»;
посещение
(экскурсия) театра.

- знакомство с театром (помещения, сцена, реквизит, декорации,
программки, театральный буфет, виды театра, театральные профессиии
др.);
чтение художественной литературы по теме;
составление ролевых диалогов по иллюстрациям;
музыкальные, ритмические, словесные импровизации;
игры-драматизации знакомых сказок;
- мастерская (изготовление театральной афиши, билетов в театр,
элементов декораций, костюмов, реквизита и др.);
рассказы о посещении театра;
театрализованные и музыкально-театрализованные представления;
режиссерские игры, игры-превращения, театральные этюды;
- проектная деятельность (организация театра в группе, создание
макета театра, изготовление какого-либо вида театра; выкладывание из
мелких предметов театральной маски и др.).

выставка
Аналогично празднику «Всемирный день животных»
«Птицы
мира»,
«Птицы
России»
(лепка, рисование,
аппликация);
экскурсия
в
зоопарк, лес;
развлечение
«Птичьи голоса».
- выставка книг, Воспитание желания и потребности «читать» книги, бережного
изготовленных
отношения к книге:
3-5 лет
руками детей (с
помощью
сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»;
воспитателей,
чтение и рассматривание книг для детей;
родителей);
- знакомство с различными видами детских книг (книжка-игрушка,
- сюжетно-ролевая книжка-панорама, книжка-раскладка, книжка-раскраска и др.);
игра
знакомство с пословицами и поговорками по теме праздника;
«Библиотека»,
- слушание и исполнение песен по литературным и сказочным
«Книжныймагазин»; сюжетам;
5-7 лет
экскурсия
в
- сюжетно-ролевые игры («Библиотека», по сюжетам любимых
63

библиотеку;
- знакомство
с
детским писателем,
художникомиллюстратором.

Всемирный
день здоровья

Ежегодное проведение дня здоровья3-я неделя
стало традицией с 1950 года. Онапреля
проводится для того, чтобы люди
могли понять, как много значит
здоровье в их жизни и решить, что им
нужно сделать, чтобы здоровьелюдей
во всем мире стало лучше. Каждый год
Всемирный день здоровья посвящается
глобальным проблемам,
стоящим
перед здравоохранением планеты и
проходит под разными девизами: «В
безопасности твоей крови – спасение
жизни
многих»,
«Активность – путь к долголетию»,
«Окажите помощь»…

- спортивный
праздник
(развлечение).

детских книг);
экскурсия в библиотеку, книжный магазин;
знакомство с букварями, азбуками;
- беседы, решение проблемных ситуаций, игровые ситуации по теме
праздника («Отгадай, кто я?», «Подбери правильно атрибуты любимых
героев» и др.);
- проектная деятельность (организация уголка книги, детской
библиотеки в группе; организация выставки работ детей по теме
праздника; создание и презентация книги);
создание коллекций (любимых героев детских книг);
труд в уголке книги («ремонт» книг);
слушание музыки по мотивам литературных сюжетов;
литературная викторина.
Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и
здоровом образе жизни:
3-5 лет
- игры-экспериментирование (с водой, мылом, зубными щеткой и
пастой, бумажными салфетками и др.);
- чтение и разучивание стихотворений по теме праздника (на
литературном и фольклорном материале);
подвижные игры;
- игровые ситуации, ситуативные разговоры, беседы по теме праздника
(как чувствует себя человек, когда болеет; что лучше – болеть или быть
здоровым; что делать, чтобы не заболеть и когда человек болеет;
признаки больного и здорового человека и т.п.);
слушание и исполнение песен по теме праздника;
- развивающие игры «Пирамида Здоровья», «Аскорбинка и ее друзья»и
др.
5-7 лет
эстафеты и соревнования, посвященные празднику;
- экскурсии в спортивные учреждения (бассейн, стадион, спортивный
комплекс и др.);
- проектная деятельность (создание и презентация плаката, памятки,
настольно-печатной игры, иллюстрированной энциклопедии здоровья и
др.);
- беседы по теме праздника (о преимуществах здоровых людей;
поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье человека;причинах
снижения здоровья; значении физической культуры и
закаливающих процедур в укреплении здоровья и т.п.);
64

День
12 апреля 1961 года гражданин России12 апреля
космонавтики майор Ю.А. Гагарин на космическом
корабле «Восток» впервые в мире
совершил орбитальный облет Земли,
открыв
эпоху
пилотируемых
космическихполетов.
Полет, длившийся всего 108 минут,
стал мощным прорывом в освоении
космоса.
С 1968 года отечественный День
космонавтики
получил
и
официальное
общемировое
признание
после
учреждения
Всемирного
дня
авиации
и
космонавтики.

организация конкурса рисунков («Мама, папа, я – здоровая семья!»);
решение проблемных ситуаций, беседы по теме праздника;
чтение художественной литературы по теме праздника
(«Мойдодыр», «Федорино горе» К.И.Чуковского и др.);
спортивные и физкультурные досуги;
викторины познавательного характера по теме праздника;
- создание коллекций (полезных для здоровья трав, продуктов,
напитков и т.п.).
Формирование первичных представлений о выдающихся людях и
просмотр
видеофильма
(о достижениях России, интереса и чувства гордости за успехи страны и
космосе,
отдельных людей:
космических
5-7 лет
сюжетно-ролевая игра «Космический корабль» (станция);
явлениях и др.);
- беседа о первом - проектная деятельность (конструирование или создание макета
космонавте;
ракеты, космодрома; выкладывание ракеты, космического корабля из
- сюжетно-ролевая мелких предметов);
игра«Космонавты»,« - слушание песен о космосе и космонавтах, слушание «космической»
музыки;
Космический
музыкально-ритмические импровизации по теме праздника;
корабль»;
- конструирование - мастерская (продуктивная (изобразительная) деятельность по теме
ракеты
праздника);
- создание коллекции космонавтов (первый космонавт, первый
космонавт, вышедший в открытый космос, первая женщина- космонавт и
др.);
- беседы, рассказы воспитателя по теме праздника (о первом
космонавте
планеты;
о
создателях
космических
кораблей
К.Д.Циолковском, С.П.Королеве; о гордости россиян за достиженияв
освоении Космоса; о названиях улиц и площадей в каждом российском
городе – Гагарина, Циолковского, Космонавтов, Терешковой, Звездная и
др.);
творческое рассказывание детей (например, «Полет на Луну»);
рассматривание фотографий, иллюстраций и др.

65

Праздник
весны и труда

Праздник весны и труда традиционно1-я неделя
символизирует возрождение и приходмая
весны.Большой эмоциональный заряд,
который он несет в себе, связан не
только с ощущением весеннего
пробуждения природы, но и с
восприятием 1 Мая как общего
праздника всех трудящихся россиян.

«трудовой
десант» (уборка
территории);
природоохранная
(экологическая)
акция;
музыкальное
развлечение
«Весна красна»;
беседа
о
профессиях.

Международн
ый день семьи

Международный день семьи учрежден2-я неделя
Генеральной Ассамблеей ООН в 1993мая
году. Установлениеэтого дня призвано
обратить внимание общественности
разных стран на многочисленные
проблемы семьи.
Семья как основной элемент общества
была и остается хранительницей
человеческих
ценностей, культуры и исторической
преемственности
поколений,
фактором стабильности и развития.
Благодаря семье крепнет и развивается
государство, растет благосостояние
народа.
Во все времена по отношению
государства к семье, а также по
положению семьи в обществе
судили
о
развитии
страны.

спортивные
соревнования
«Мама, папа, я –
спортивная семья»;
выставка
семейных
фотографий;
фотоконкурс «Как
мы играем дома»;
- посадка цветов
на участке детского
сада,
группы (совместно
с
родителями).

Формирование первичных ценностных представлений о труде.
Воспитание положительного отношения к выполнению трудовых
обязанностей. Создание «весеннего» настроения:
5-7 лет1
- сюжетно-ролевые игры по теме праздника (профессиональной
трудовой направленности)
- слушание и исполнение песен о весне и труде, слушание музыки о
весне;
разучивание и исполнение танцев о весне;
музыкально-ритмические импровизации по теме праздника;
чтение художественной литературы (фольклора) о весне и труде;
знакомство с пословицами и поговорками о труде;
организация посильной помощи взрослым в различных видах труда;
наблюдения за трудом взрослых, весенней природой;
решение ситуаций морального выбора, проблемных ситуаций;
создание коллекций (профессий);
- мастерская (создание панно, коллажа, выставки детских работ по
теме праздника).
Формирование первичных ценностных представлений о семье,
семейных традициях, обязанностях:
3-5 лет
сюжетно-ролевая игра «Семья»;
чтение художественной литературы по теме;
рассказы из личного опыта по теме праздника;
- организация совместных с членами семьи досугов (чаепития,
развлечения);
рассматривание и обсуждение семейных фотографий;
ситуативные разговоры и беседы по теме праздника;
разучивание стихотворений по теме праздника;
- слушание и исполнение песен о семье, членах семьи (папе, маме,
дедушке, бабушке, старших братьях и сестрах);
5-7 лет
сюжетно-ролевые игры «Путешествие», «Поездка на дачу» (семьей);
проектная деятельность (создание генеалогических деревьев);
- мастерская (изготовление предметов быта, личного пользования,
подарков-сувениров для членов семьи, атрибутов для сюжетно- ролевых
игр по теме праздника);
организация совместных с членами семьи (родителями, старшими
66

С семьи начинается жизнь человека,
здесь происходит формирование его
как гражданина. Она - источниклюбви,
уважения,
солидарности
и
привязанности, то, на чем строится
любое цивилизованное общество, без
чего не может существовать
человек.
Международны 1 июня - один из самых старых
1 июня
йдень защиты международных
праздников.
Первый
Международный
день
детей
защиты детей был проведен в 1950
году.
ООН
поддержала
эту
инициативу и объявила защиту прав,
жизни и здоровья детей одним из
приоритетных направлений своей
деятельности.

Пушкинский
день России

Именно в этот день – 6 июня 1799
года в Москве родился Александр

1-я неделя
июня

братьями и сестрами, дедушками и бабушками) дел (уборка группы,
создание рабатки или клумбы, грядки в огороде и др.), конкурсов и
соревнований, выставок поделок;
решение проблемных ситуаций, ситуаций морального выбора;
- организация и презентация фотовыставок (семейных поездок,
путешествий, отдыха, работы в огороде, саду и др.);
- рассказы из личного опыта (интересный случай из жизни семьи или ее
членов; награды членов семьи и др.).
- беседа о правахФормирование представлений о детях как особой категории членов
детей
в
нашейобщества, которых защищают взрослые люди:
5-7
стране;
ярмарка;
сюжетно-ролевые
игры
«Путешествие»,
«Юридическая
развлечение, консультация» (защита прав детей);
развивающие игры
«Чрезвычайные ситуации в доме»,
досуг.
«Чрезвычайные ситуации на прогулке» и др.;
- беседы и рассказы (об истории праздника, о детях других стран и
народов, безопасности каждого ребенка, правах и обязанностяхдетей,
детских учреждениях и др.);
рассматривание фотографий, глобуса, карты;
- знакомство с предупреждающими и запрещающими знаками
дорожного движения «Пешеходный переход», «Дети», «Движение на
велосипеде запрещено», «Движение пешеходов запрещено», беседа о
безопасности пешеходов и водителей;
- проектная деятельность (изготовление бумажного журавлика как
символа праздника, создание и презентация плакатов о безопасности,
мирной жизни на земле; создание и презентация макета «Планета Земля»,
настольно-печатной игры «Правильно-неправильно», энциклопедии
опасных для жизни и здоровья ситуаций и др.);
создание коллекции (дети разных стран и народов);
организация конкурса рисунков на асфальте по теме праздника;
чтение художественной, научно-познавательной и научнохудожественной литературы по теме праздника;
- слушание и исполнение музыки (песен) о детях и детстве,
исполнение танцев, имеющих «детскую» тематику;
- игры и викторины по правилам безопасного поведения (в быту,
природе, общении с незнакомыми людьми, на дороге);
игровые ситуации (применение правил безопасного поведения).
- конкурс чтецов(по Приобщение, формирование интереса и положительного отношения к
поэзии, в том числе литературному творчеству А.С.Пушкина:
67

День России

5-7 лет
сюжетно-ролевые игры (по мотивам сюжетов сказок А.С.Пушкина);
- рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций к
произведениям, портрета А.С.Пушкина;
- проектная деятельность (создание и презентация макета Лукоморья,
царства славного Гвидона и др.);
чтение произведений А.С.Пушкина;
отгадывание и составление загадок по теме праздника;
разучивание стихотворений отрывков из поэм и сказок
А.С.Пушкина;
- мастерская (продуктивная деятельность детей по мотивам сказок
А.С.Пушкина, в том числе по изготовлению атрибутов к сюжетноролевым играм по теме праздника);
создание коллекции героев сказок А.С.Пушкина;
- постановка спектакля по сюжету (фрагменту сюжета) сказки
А.С.Пушкина;
беседы и рассказы педагогов по теме праздника;
- словесное экспериментирование «Придумай рифму», «Доскажи
словечко», «Продолжи стихотворение»;
- слушание музыки (к произведениям и по мотивам произведений
А.С.Пушкина).

Сергеевич Пушкин. Литературное
творчество
Александра
Пушкина
сопровождает нас в течение всей
жизни.
Книги
великого
поэта
объединяют людей всех возрастов,
вероисповеданий,
национальностей.
Сколь трудны бы ни были его
произведения для перевода, поэт имеет
своих почитателей почти во всех
уголках нашей планеты. С его сказками
мы начинаем знакомиться, еще не
научившись читать. Мы наизусть знаем
многие его произведения и даже в
повседневной жизни часто цитируем
его. Пушкин – гордость России.

произведениям
А.С.Пушкина);
выставкарисунков
(поделок,
аппликации)
«Сказки Пушкина».
музыкальнотеатрализованное
представление
«Лукоморье».

День
России
или
же
День 12 июня
независимости России, как именовался
этот праздник до 2002года – это один
из самых «молодых» государственных
праздников встране.Официально свое
современное
название
праздник
получил лишь 1 февраля 2002 года,
когда в силу вступили положения
нового Трудового кодекса. Сейчас
День России — праздник свободы,
гражданского мира и доброго согласия
всех людей на основе закона и
справедливости. Этот
праздник
—
символ
национального единения и общей
ответственности за настоящее и

см.
«День Формирование первичных ценностных представлений о «малой» и
народногоединства».«большой» Родине, чувства гордости за Россию, россиян:
3-5 лет
- рассматривание кукол (иллюстраций, фотографий) в национальных
костюмах, символов России (герба, флага);
- раскрашивание изображения российского флага, изображения
костюмов русского и других народов России;
подвижные игры народов России;
слушание гимна России, песен о России;
чтение художественной литературы по теме праздника;
развивающие игры («Кто больше назовет городов России?»,
«Государственные праздники России», «Символы России» и др.);
рассказы детей о своем городе или селе (из личного опыта);
беседы по теме праздника;
отгадывание загадок по теме праздника;
5-7 лет
- сюжетно-ролевая игра «Путешествие по России», «Выборы»;
68

будущее нашей Родины.

Международн «Друг – это одна душа, живущая в двух3-я неделя
ый день друзей телах» Аристотель. Хотя всенароды воиюня
все
времена
почитали
дружбу
величайшей
социальной
и
нравственной
ценностью,
они
неизменно
считали
«подлинную
дружбу» крайне редкой, представляяее
как
идеал.
Международный день друзей просто
создан для того, чтобы, независимо от
жизненных обстоятельств и

экскурсия в краеведческий музей;
- проектная деятельность (конструирование или создание макета и
презентация карты России, своего города, села, главной улицы, площади
и т.п.);
- беседы с детьми, педагогические ситуации по теме праздника
(столица России, символы России, государственное устройство,
общественные явления (государственные праздники, выборы,
благотворительные акции), выдающиеся люди страны, Российская
Армия, достопримечательности России, народы России, родной город
или село и др.);
чтение художественной, научно-познавательной и научнохудожественной литературы по теме;
- разучивание стихотворений (о России, столице России, родном
городе, селе и др.);
рассматривание карты России, фотоальбомов, иллюстраций,
репродукций (Россия - огромная многонациональная страна, ее моря,
реки, озера, горы, леса, отдельные города, местонахождения своего
города или села и др.);
- слушание (и исполнение) песен о России, танцев народов России,
музыки российских композиторов;
музыкальные драматизации по сюжетам сказок народов России;
викторины познавательного характера;
- мастерская (российский флаг, достопримечательности России,
например, Кремль, костюмы народов России и др.);
- рассказы детей о городах и достопримечательностях России (из
личного опыта);
составление загадок по теме праздника;
разучивание гимна России.
Формирование первичных ценностных представлений о дружеских
конкурс
плакатов «Дружат взаимоотношениях
между
людьми,
умения
устанавливать
дети на планете»;
положительные взаимоотношения со сверстниками:
составление 3-5 лет
фотоальбома группы наблюдения и ситуативные разговоры с детьми по теме праздника;
«Наши
- слушание и исполнение песен о друзьях и дружбе, танцев
дружные ребята»; соответствующей тематики;
- досуг «Дружба чтение художественной литературы по теме праздника;
верная…»
(по - разговоры и беседы с детьми (о сказочных литературных герояхдрузьях, способах выражения дружбы, дружеских поступках героев идр.);
мотивам
художественных и
69

различных
перипетий,
мы
напомнили своим друзьям о том, как
они важны для нас, и порадовали их.

День ГИБДД

В 60-x гoдax прошлого века наша
1-я неделя
страна
пpиcoeдинилаcь
к июля
Мeждyнapoднoй
кoнвeнции
o
дopoжнoм движeнии, а пepвыe eдиныe
пpaвилa дopoжнoгo движeния cтaли
дeйcтвoвaть c 1 янвapя 1961 гoдa.
Главная
задача
Государственной
автомобильнойинспекции, созданной в
1936 году – безопасность и пешеходов,
и автомобилистов на дорогах России.

музыкальных
произведений).

воспроизведение диалогов литературных и сказочных героев;
рассказы из личного опыта по теме;
рассматривание иллюстраций, репродукций по теме;
- мастерская (изобразительная (продуктивная) деятельность по теме
праздника);
5-7 лет
- разговоры, беседы, педагогические ситуации, решение проблемных
ситуаций, ситуаций морального выбора на темы: друзья, дружеские
поступки, причины и последствия поступков, формы и способы
выражения положительного отношения к друзьям (забота, помощь,
комплимент, подарок, совместная радость, сочувствие), животные –
друзья человека и др.;
- мастерская (изготовление коллажа или панно на тему «Друг помогает
в беде», портретов друзей);
- рассказы детей о друзьях по портрету (рисунку, фотографии) «Мой
лучший друг», из личного опыта «Как я помог другу (друг - мне)»;
игры-драматизации по теме праздника;
- творческое рассказывание «С кем из литературных или сказочных
героев я хотел бы дружить»;
словесные дидактические игры «Слова дружбы».
встреча
с Формирование первичных представлений о работе сотрудников ГАИ,
необходимости соблюдения правил дорожного движения:
сотрудником
5-7 лет
ГИБДД;
- сюжетно-ролевые игры «Автобус», «ГБДД», «Поездка на машине (на
- неделя
«Зеленый огонек»; велосипеде)»;
дидактическая - проектная деятельность (конструирование или создание макета
игра-викторина (на улицы, перекрестка, пешеходного перехода др.);
- наблюдения (за работой светофора, движением автомобилей и
знание правил
общественного транспорта в соответствии с сигналами светофора,
дорожного
проезжей частью и пешеходным переходом) и беседы по теме
движения).
праздниками (о необходимости знания правил дорожного движения как
для водителей, так и для пешеходов, последствиях нарушений правил
дорожного движения, атрибутами сотрудников ГБДД и др.);
педагогические ситуации, решение проблемных ситуаций по теме;
отгадывание и составление загадок по теме праздника;
чтение художественной, научно-познавательной и научнохудожественной литературы по теме;
- развивающие игры («Знаки на дорогах» и др. на знание дорожных
знаков, правил дорожного движения);
70

День
российской
почты

- создание коллекции (запрещающих, предупреждающих знаков
дорожного движения);
мастерская (изготовление знаков дорожного движения).
Упоминания о почте встречаются в 2-3-я
экскурсия в Формирование первичных представлений о почте как средстве связи
письменных
памятниках неделяиюля почтовое отделение; между людьми, о значении общения в жизни людей. Воспитание
тысячелетней
давности,
однако
- сюжетно-ролевая положительного отношения к труду работников почты:
5-7 лет
государственная
регулярная
игра «Почта»;
сюжетно-ролевая игра «Почта», «Интернет-кафе»;
почтовая связь России ведет свое
изготовление
отгадывание и составление загадок по теме праздника;
начало с реформ Петра Великого.
«рисуночных»
Учитывая роль российской почты в
писем родителям, чтение художественной литературы по теме;
разучивание стихов по теме;
историческом развитии российского
друзьям.
- рассматривание писем, телеграмм, сумки почтальона, газет, посылок,
государства, с 1994 года установлен
журналов, бандеролей и др. атрибутов и средств связи;
праздник – День российской почты,
беседы, рассказы педагогов о профессии почтальона, атрибутах
ежегодно отмечаемый во второе
профессии, функциях, которые выполняет почта (пересылка писем,
воскресенье июля. Сегодня наряду с
телеграмм, почтовых переводов денег, выдача пенсий, о видах
традиционными
услугами
деятельности почтовых работников (погрузка, упаковка, оформление,
федеральной почтовой связиполучили
различной корреспонденции и др.), истории способов связи между
широкое развитие электронная,
гибридная
и
людьми (от голубя и почтовой тройки до Интернета), видах
транспортировки почты (авиа, наземная, электронная), о почте как о
ускоренная
почта,
прием
средстве связи между людьми и т.п.;
коммунальных и иных платежей,
создание коллекции (открыток, марок, средств связи);
посылочная
торговля,
рассылка
- проектная деятельность (составление и оформление письма детям
рекламных материалов, перевозка
другого детского сада (группы), заболевшему другу; создание в группе
грузов, другие услуги. Почтовики
почтового ящика, куда дети положат все свои «письма», достанут их и
России принимают, обрабатывают и
распечатают в день праздника);
доставляют более 1 миллиарда писем,
3-х миллиардов печатных изданий, 12
- мастерская (изготовление конверта, открытки, газеты, журнала,
миллионов посылок и 44-х миллионов
марки; выкладывание конверта из мелких предметов);
денежных переводов в год.
- коллективное составление инструкции (памятки) «Как написать и
отправить письмо»;
просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»;
- развивающие игры «Профессии», «Чей предмет?», «Подбери
родственное слово» и др.

День
Этот праздник получил широкое1-я неделя
физкультурн распространение
еще в первойавгуста
половине в ХХ века под лозунгом:
ика
«В здоровом теле – здоровый дух».
Спортсмены стали одними из

Формирование первичных ценностных представлений о физической
-спортивные
культуре
как средстве, обеспечивающим сохранение и укрепление
развлечения,
здоровья
человека, интереса и опыта здоровьесберегающего и
соревнования, игры,
безопасного поведения.
конкурсы.
5-7 лет
71

День строителя Вот уже полвека как в нашей стране 2-я неделя
отмечается День строителя. С первых августа
дней возникновения цивилизации
человек строит.
Строители — люди самой мирной и
созидательной профессии. Они строят
новые
объекты,
реставрируют старые, внедряя самые
передовые технологии, перспективные
разработки
и
оригинальные
конструкторские решения, позволяя
тем самым сохранить для наших
потомков то, что было создано их
отцами и дедами.
Как и у любого праздника, у Дня
строителя есть свои традиции. И,
пожалуй, самая приятная из них — это
сдача новых объектов. Сегодня ни один
День строителя не обходится без
открытия новых школ, больниц,
мостов, жилых домов.

- сюжетно-ролевая
игра с элементами
конструирования
«Строители»;
экскурсия
к
строительной
площадке.

Формирование первичных ценностных представлений и положительного
отношения к профессии строителя, результатамтруда строителей:
5-7 лет
сюжетно-ролевые игры «Строители», «Стройплощадка»;
- проектная деятельность (конструирование или создание макета
здания, стройплощадки, подъемного крана и др.);
- создание коллекций (строительных инструментов, материалов,
техники, профессий);
- мастерская (продуктивная (изобразительная) деятельность по теме;
выкладывание из мелких предметов домика в деревне, многоэтажного
дома и др.);
чтение художественной, научно-познавательной и научнохудожественной литературы по теме;
разучивание стихотворений по теме;
отгадывание и составление загадок по теме праздника;
беседы и рассказы воспитателя по теме праздника (о трудестроителя,
разнообразии строительных профессий, видах зданий, возводимых
строителями (жилые дома, заводы и фабрики, мосты, дворцы культуры,
театры, стадионы, больницы, детские сады и школы), истории
профессии слушание и исполнение песен по теме праздника;
развивающие игры «Профессии», «Чей предмет» и др.

72


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».