Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 4» городского округа закрытое административнотерриториальное образование город Межгорье Республики Башкортостан ПРИНЯТА на педагогическом совете МАДОУ ЦРР-д/с № 4 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан протокол от 06.09. 2024 № 1 УТВЕРЖДЕНА приказом МАДОУ ЦРР-д/с № 4 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 06.09. 2024 № 142 о/д Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умка» социально – педагогической направленности ( углубленное интеллектуальное развитие) Возраст обучающихся : 4-6 лет Срок реализации : 1 год Составитель : Гурова Ирина Дмитриевна воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ ЦРР- д/с № 4 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан г. Межгорье 2024 г Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умка» на 2024--2025 г (социально – педагогической направленности) Гурова Ирина Дмитриевна воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ ЦРР- д/с № 4 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан Содержание: 1. Пояснительная записка - 3 2. Основные методики обучения дошкольников иностранному языку - 5 3. Программа дошкольного курса - 6 4. Игра как способ образовательной деятельности у дошкольников- 9 5. Цели, задачи, принципы 6. Формы организации образовательной области - 10 7. Учебно-тематический план для детей в возрасте от 4 до 6 лет - 11 8. Содержание программы - 16 9. Список используемой литературы 21 Пояснительная записка Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. Для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из дошкольного учреждения человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, можно с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков начальной школы и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом. ФГОС ДО направлены на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Требования стандарта к результатам освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Проблемы интеллектуального развития дошкольников. Многие думают, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух логических структур – класса и порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями классификации и сериации. Известно, что мышление человека отличается, прежде всего способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает - и как исходный элемент познания - и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры. Уже с младшего дошкольного возраста мы начинаем формировать у детей различные понятия путём чувственного познания. Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия и представления. • • • • • • • • • • Ощущения – это отражение отдельных свойств объекта, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Комплекс ощущений позволяет судить о предмете в целом, и соответственно его воспринимать. Восприятие – это целостное отражение какого-то объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Представление – чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме. Путём чувственного отражения мы познаём отдельные предметы и их свойства. Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаём посредством абстрактного, логического мышления. Основными формами абстрактного мышления как раз и являются, в первую очередь, понятия, а также – суждения и умозаключения. Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. Для успешного формирования понятий требуется развитие таких мыслительных операций: Анализ – мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение необходимых признаков. Синтез – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в каком-либо понятии на основании похожих существенных признаков. Классификация – распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: • Конвенция о правах ребенка (одобрена в 1989 г.) • Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. от 23.07. 2013); • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями на 20 июля 2015 года). • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» • Устав Учреждения. Цель программы: формировать познавательные способности детей дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления. Задачи: -Развивать логическое мышление, память, внимание; -Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей и задач; - Развивать сенсорные способности: умения различать и называть геометрические фигуры, определять их объем; - Развивать интеллект: процессы внимания, памяти, умения сравнивать и анализировать гибкость мышления, сообразительность, пространственное воображение; - Развивать и укреплять мелкую моторику рук. - Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале. -Совершенствовать произвольное внимание, память. - Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний. - Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений. Ожидаемые результаты: Формирование у ребёнка таких качеств, как развитые логико – математические представления и конструктивные способности, осведомленность, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать, слушать, доказывать свою точку зрения. Характерные особенности программы: 1. Комплексный подход в обучении, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование различных способов и приемов в обучении. 2. Развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, освоенности им способов действия. 3. Все задачи решаются по средствам игры и игровых действий. 4. Широкое применение наиболее эффективных пособий, таких как логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. 5. Применение здоровье сберегающих технологий. 6. Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от простого к более сложному. 7. Воплощение концепции личностно- ориентированной модели развития и воспитания детей. 8. Взрослый это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и ребенок, ошибаться. 9. Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, в том числе и экспериментальным путем. Основные формы и методы работы с детьми Программа дополнительного образования «Умка» рассчитана на 1 года обучения. Первая возрастная группа 4-5 лет, вторая - возрастная группа 5-6 лет. Занятия в каждой группе проводятся 2 раза в неделю - первое направлено на развитие речи и мышления детей, второе логико-математических и конструктивных способностей детей. Продолжительность занятий в группе 20-25 минут. Численный состав группы не должен превышать 12 человек. Форма организации детей – групповая (обучающие и развивающие игры). Для реализации программы используются следующие методы: • • • Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность деятельности на занятии; беседы (применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации), рассказы детей (метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей ). Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр альбомов, иллюстраций, план – схемы. Практические – показ алгоритма действий, упражнения, моделирование, использование игровых приемов. Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов: – Систематичности и последовательности. – Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей. – Наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях наглядного материала. – Равноправного партнерства взрослого и ребенка. – Практичности – комплекс различных приемов: игровой, прием соревновательности, сотворчества. Примерное построение занятия: 1. Вводная, вступительная часть (2–3 мин.) Цель – психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник. Установление благожелательного эмоционального контакта. Приветствие (ритуал, вначале предложенный взрослым потом самими детьми): 2. Основная часть. Одна или две игры – упражнения, с обязательной физкультминуткой между ними или в середине. Цель – игровое освоение основных математических знаний и умений, объединенных общими задачами и темой. (15–20 мин.) 3. Заключение. Краткий анализ – оценка – занятия (2–3 минуты) Цель – поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы. Учебно-тематический план Для первой подгруппы детей (4-5 лет) Месяц Блок Октябрь Развитие речи и мышления Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей Ноябрь Развитие речи и мышления Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей Декабрь Развитие речи и мышления Январь Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей Развитие речи и мышления Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей Февраль Развитие речи и мышления Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей Март Развитие речи и мышления Раздел Ознакомление с миром природы Колво часов 4 Цвет и форма. Комбинирование. Свойства предметов. Действия по алгоритму. Логические задачи 4 Ознакомление с миром природы 4 Классификация. Геометрические фигуры Работа по алгоритму. Конструирование геометрических фигур. Логические задачи Ознакомление с миром природы 4 2 Ознакомление с социальным миром Объёмные фигуры Сравнение 2 4 Ознакомление с социальным миром 2 Ознакомление с миром природы 2 Ориентировка в пространстве и на плоскости Логические задачи 4 Ознакомление с социальным миром 4 Количество и счёт Ориентировка в пространстве в соответствии с планом Логические задачи 4 Ознакомление с миром природы Ознакомление с предметным окружением 3 1 Апрель Май Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей Развитие речи и мышления Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей Развитие речи и мышления Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей Количество и счёт Измерение Понятие множество, классы Свойства объектов Логические задачи Ознакомление с предметным окружением Ознакомление с социальным миром Ознакомление с миром природы Свойства объектов Сравнение Понятия: точка, прямая линия, отрезок, луч Логические задачи Ознакомление с миром природы Ознакомление с социальным миром Количество и число Признаки объектов Закономерность Классификация Логические задачи Итого Блок Октябрь Развитие речи и мышления Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей. Ноябрь Развитие речи и мышления Декабрь 1 2 1 4 2 2 4 64 Для второй подгруппы детей Месяц 4 Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей. Развитие речи и мышления Формирование логико – математических представлений и (5-6 лет) Раздел Ознакомление с миром природы Колво часов 4 Символическое изображение объектов Логические задачи 4 Ознакомление с миром природы Признаки предметов Состав числа Схема Логические задачи 4 4 Ознакомление с миром природы 2 Ознакомление с социальным миром Признаки объектов Закономерность Ориентировка в пространстве Действие по плану 2 4 Январь конструктивных способностей. Развитие речи и мышления Символическое изображение вещей Логические задачи Ознакомление с миром природы Ознакомление с предметным окружением Вторая ступень математики Упорядочивание предметов Признаки предметов Действие по алгоритму Логические задачи Ознакомление с миром природы Февраль Развитие речи и мышления Ознакомление с предметным окружением Формирование логико – Действия сложения и вычитания математических Закономерность представлений и Признаки объектов конструктивных Логические задачи способностей. Ознакомление с миром природы Март Развитие речи и мышления Ознакомление с предметным окружением Ознакомление с социальным миром Формирование логико – Логические операции математических Логические связи представлений и конструктивных способностей Ознакомление с миром природы Апрель Развитие речи Ознакомление с предметным и мышления окружением Ознакомление с социальным миром Формирование логико – Опытно – исследовательская математических деятельность представлений и Разбиение множества на классы конструктивных Сравнение Логические операции способностей Ознакомление с миром природы Май Развитие речи и мышления Ознакомление с социальным миром Формирование логико – Симметрия математических Сравнение чисел представлений и Классификация конструктивных Кодировка и декодировка свойств способностей объектов Умозаключения Итого: Содержание программы с детьми среднего дошкольного возраста (4-5лет) по развитию речи и мышления Каждое задание включает в себя цикл игровых заданий и направлено на: - развитие фонематического слуха («назови похожее слово», «Угадай слово») 2 2 4 1 3 4 2 1 1 4 1 1 2 4 2 2 4 64 - обогащение словарного запаса, понимание смысла слов («Рассмотри картинку и ответь на вопросы», «Продолжи предложение»), - на развитие связной речи («Расскажи о картинке так, как будто ты видишь ее, а тот, кому ты рассказываешь, нет», «Расскажи по плану»), - на развитие грамматической стороны речи: образование существительных множественного числа в родительном падеже, образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме, правильная постановка ударения при склонении существительных («Назови один-много», «Назови ласково») - на развитие мышления, внимания, тактильных ощущений («Расскажи и покажи», «Что неправильно нарисовал художник?») - умение рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения («Что лишнее? Назови и объясни», «Объясни пословицу», «Найди отличия», «Вопрос на засыпку!») - умение соотносить символ (знак) с предметом («Раскрась в соответствии со знаком»). Содержание программы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по развитию речи и мышления Каждое задание включает в себя цикл игровых заданий и направлено на: - развитие фонематического слуха («Назови звук», «Угадай слово», «Выполни звуковой разбор слова») - обогащение словарного запаса, понимание смысла слов («Объясни слова», «Какие слова родственники выделенному, а какие нет?») -на развитие связной речи: фантазировать, выстраивать сюжет самостоятельно («Рассмотри картинки и составь по ним рассказ», «Продолжи рассказ», «Исправь рассказ») - на развитие грамматической стороны речи: образование существительных множественного числа в родительном падеже, образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме, правильная постановка ударения при склонении существительных («Назови четвертое слово», «Что где?») - на развитие мышления, внимания, тактильных ощущений («Упражнение для пальчиков», «Продолжи ряд») - умение рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения («Что лишнее? Назови и объясни», «Объясни пословицу», «Найди отличия», «Вопрос на засыпку!», «Придумай загадку»). - на понимание определений: правильно их формулировать, отвлекаясь от «смысла», лежащего на поверхности («Объясни выражение», - умение соотносить символ (знак) с предметом («Составь слово буквами волшебного алфавита») - умение ориентироваться на листе и в пространстве («Дорисуй половинку», « Срисуй по клеточкам», «Выполни штриховку») Содержание программы с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет) по формированию логико – математических представлений и конструктивных способностей. Месяц Октябрь Число Задачи занятия 1-4 - Развитие комбинаторных способностей путём комбинирования цвета и формы. - Развитие наблюдательности, творческого воображения. - Развитие умения выявлять Средства реализации «Сложи узор» (кубики Никитина), «Коврик» (палочки Кюизенера) . Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает», «Что пропущено» Игры с блоками Дьенеша: Ноябрь 5-8 Декабрь 9-12 Январь 13-16 Февраль 17-20 и абстрагировать свойства, следуя алгоритму. - Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки. - Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их объединяет. - Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать объекты. - Освоение приёмов конструирования геометрических фигур (алгоритм действий). - Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ. - Развитие комбинаторных способностей. - Развитие речи, памяти, внимания. - Развитие умения мыслить пространственными образами (объёмными фигурами). - Развитие умения сравнивать. - Развитие речи, внимания. - Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения, - Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки. - Развитие аналитических способностей, умения определять результат деятельности. - Развитие речи, мышления - Развитие умения кодировать практические действия числами. - Развитие умения осуществлять зрительно – «Помоги муравьишкам», «Страна муравия», «Построй дорожку» и др. Игры – головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо» и др. Словесно – логические игры и упражнения: «Что объединяет?» Игры с блоками Дьенеша, с игрушками, картинками»: «Засели домики», «Заполни аквариумы» и др. «Необычные фигуры» (блоки Дьенеша). «Подбери заплатку к коврику», «Чего не хватает». Игры – головоломки со счётными палочками. Словесно – логические игры и упражнения «Кубики для всех», Конструкторы: «Лего» и другие объёмные конструкторы. «Найди отличия», «Четвёртый лишний»; игры с блоками: «Две дорожки», «Поймай тройку». Логические задачи. Игры с «цветными числами» (палочки Кюизенера). «Игры – головоломки», «Что изменилось». «Чудесный мешочек». «Что получится, если….» (упражнения со счётными палочками). Словесно – логические игры и упражнения : «Закончи предложение», «Дополни ряд». Игры: «Чего не хватает», «Четвёртый лишний». Планы – схемы: «Куда села муха?», мысленный анализ - Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом. - Развитие речи, мышления. Игры с числовым кубиком и фишками. - Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами. - Развитие у детей представления о числе на основе счёта и измерения. - Развитие умения разбивать множество на классы по совместимым свойствам. - Развитие речи, мышления. Март 21-24 Апрель 25-28 - Развитие произвольного внимания, зрительной памяти. - Развитие умения выделять и абстрагировать свойства объекта, сравнивать по заданным свойствам. - Освоение понятий: точка, прямая линия, отрезок, луч. - Развитие слухового внимания, памяти, речи. (6), Май 29-32 - Развитие умения устанавливать зависимость между количеством и числом. - Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков. - Развитие умения классифицировать, используя при этом кодовые карточки. - Развитие умения быстро подбирать нужное слово. «Палочки Кюизенера», картинки, игрушки, цифры. «Где спрятался Мишка?» и т.д. Словесно – логические игры и упражнения : «Почему один лишний?», «Назови, одним словом». «Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры. Игры с палочками Кюизенера: «Весёлый поезд», «Составь число» и т.д. Игры с блоками Дьенеша: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?». Словесно – логические игры и упражнения: «Подбери слово по аналогии» «Чудесный мешочек». «Что изменилось». Игры с блоками: «Дорожки», «Домино», Игры с картинками, с игрушками: «Чем похожи и чем отличаются» Игра «Геоконт», упражнения на листе в клетку. Словесно – логические игры и упражнения: «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово». Упражнения на сравнение двух групп фигур, упражнения с кругами Эйлера. Игры с блоками Дьенеша: «Найди свой гараж», «Найди свой домик», «Дерево». Словесно – логические игры и упражнения: «Скажи наоборот», «Продолжи ряд». (3) Содержание программы с детьми (5-6 лет) по формированию логико – математических представлений и конструктивных способностей. Октябрь Число занятия 1-4 Ноябрь 5-8 Декабрь 9-12 Январь 13-16 Месяц Задачи - Развитие внимания и наблюдательности. - Формирование представления о символическом изображении вещей. -Формирование умения рассуждать. Средства реализации Упражнения типа: «Найди отличия» (Снеговики, матрёшки и т.д.); «Мальчики» «Зверюшки на дорожках» «Муравьи» «Поиск затонувшего клада» (блоки Дьенеша - альбом) Беседы по коротким рассказам Л.Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. Игры – головоломки: «Хамелеон», - Развитие конструктивных «Уникуб», способностей. «Кубики для всех». - Умение строить «Найди закономерность, упорядоченные ряды по дорисуй», выбранному признаку. «Числовая лесенка» (палочки -Развитие математических понятий о составе числа при Кюизенера). «Торопись, да не ошибись», помощи схем. «Рассели ласточек», «Примеров -Формирование умения много – ответ один» находить основание для Словесно – логические игры и сравнения. упражнения : «Так можно, а так нельзя сравнивать», «Чем похожи, а чем отличаются». - Развитие умения Упражнения на сравнение двух анализировать группы групп фигур , упражнения с объектов, устанавливать кругами Эйлера. закономерность в наборе Планы – схемы: признаков. «Куда села муха?», - Развитие умения «Где спрятался Мишка?» и т.д. ориентироваться в Игры с блоками Дьенеша: пространстве в соответствии «Праздник в стране Блоков» с планом. альбом с заданиями. - Формирование Словесно – логические игры и представления о упражнения: «Найди нужное символическом слово», «Кто самый, самый?», изображении вещей. «Лишнее слово». - Развитие речи, мышления - Формирование умения Игры с палочками Кюизенера: упорядочивать предметы по «Кростики. Посудная лавка» выбранным признакам. альбом с заданиями; Упражнения: Февраль 17-20 Март 21-24 Апрель 25-28 - Развитие пространственных представлений. - Развитие умения действовать согласно алгоритму. - Развитие умения подробно и связно объяснять – в чём сущность отличия или нелепости ситуации. - Формирование конкретного смысла действий сложения и вычитания. - Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения. - Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков. - Формировать умение описывать определённое понятие. - Формирование понятия об отрицании некоторого свойства и о логической операции, обозначаемой союзом «и». - Развитие внимания, умения анализировать и сравнивать объекты по самостоятельно выделенным свойствам. - Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами. - Формирование умения устанавливать логические связи. - Формирование представлений о случайных и достоверных событиях (исход опыта). -Развитие умения разбивать множества на классы, производить логические операции. - Развитие умения сравнивать. «Чего не хватает». Планы – схемы движения: «Поросята и серый волк» и другие подобные лабиринты. Игры с Блоками: «Построй дорожку», «Необычные фигуры». Упражнения на сравнение двух групп фигур , «Четвёртый лишний», «Нелепицы». «Сколько вместе?», «Сколько осталось?» – схемы к математическим задачам. Игры с «цветными числами» (палочки Кюизенера): «На золотом крыльце» - альбом с заданиями. Упражнения на сравнение двух групп фигур , упражнения с кругами Эйлера Словесно – логические игры и упражнения : «Представь, что это?». Игры с кругами эйлера (блоки Дьенеша, игрушки). Игры с Блоками: «Дорожки», Домино», «Найди пару», Поймай тройку». Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры. Словесно – логические игры и упражнения : «Логические цепочки» «Фабрика», «Чудо – мешочек»; словесно – логические игры: «Что будет, если….» «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Круги Эйлера» (Блоки Дьенеша). Словесно – логические игры и упражнения : Май 29-32 - Развитие комбинаторных способностей, представлений о симметрии. - Упражнение в сравнении чисел, выявлении их отношений, классификации. - Формирование умения кодировать и декодировать информацию о свойствах объектов. - Развитие умения рассуждать, делать умозаключения. «Так можно, а так нельзя сравнивать», «Чем похожи, а чем отличаются». «Найди все дороги», «Где чей домик?» «Математический планшет», «Логическая мозаика»занимательные игры. Учебно – игровые пособия: «Логика и цифры», «Играем в математику». «Угадай фигуру», «Сократи слово», «Раздели блоки» (блоки Дъенеша). Словесно – логические игры и упражнения : «Толкование пословиц», «Суждения» Календарно-тематическое планирование для первой подгруппы (4-5 лет) Месяц Раздел Сентябрь Развитие речи и мышления Развитие памяти и внимания Графические навыки, развитие моторики Первые ступени математики Октябрь Развитие речи и мышления Тема Колво часов Знакомство с группой, правила поведения на занятиях. Знакомство с группой, правила поведения на улице. Классификация предметов. 1 Найди различия в картинках. 1 Развитие зрительной памяти: запомни содержание сюжетной картинки. Учиться аккуратно проводить линию, не отрывая карандаш от бумаги. Пальчиковые игры, упражнения с прищепками. 1 Сравнение нескольких предметов по величине. Сравнение нескольких предметов по ширине. Пересказ небольшого текста: «Послушай рассказ и попробуй его повторить». Правильное употребление в речи предлогов: « в », « перед », « около ». 1 Формы и методы проведения занятий Форма занятия групповая. 1 1 1 1 1 1 1 Наблюдение, рассматривание картин, игровой метод, упражнения, беседа, чтение детской литературы, моделирование, игры, элементарные опыты, беседа, рассказ педагога, рассказ детей. Форма занятия групповая. Развитие памяти и внимания Графические навыки, развитие моторики Первые ступени математики Ноябрь Развитие речи и мышления Развитие памяти и внимания Графические навыки, развитие моторики Первые ступени математики Декабрь Развитие речи и мышления Развитие памяти и внимания Графические навыки, развитие моторики Первые ступени математики Январь Развитие речи и мышления Найди различия в картинках. 1 Нахождение одинаковых предметов. 1 Проводить замкнутые округлые линии точно по контуру. 1 Пальчиковые игры, упражнения с прищепками. Сравнение нескольких предметов по высоте. Сравнение количества предметов: «больше - меньше» Учиться называть противоположные понятия. Учиться составлять небольшой рассказ о предмете с элементами описания. Учиться классифицировать предметы. 1 Нахождение у предметов общих признаков. Проводить прямые линии в разных направлениях. Пальчиковые игры, упражнения с прищепками. Соотнесение цифры и количества предметов. Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар. Расширяем словарный запас; правильно строить предложения. Нахождение предмета по заданным признакам. Развитие зрительной памяти: «Запомни нарисованные предметы». Нахождение на рисунке нужных предметов. Проводить дугообразные линии. Пальчиковые игры, упражнения с карандашами и счетными палочками. 1 Представление о числе 1. Образование числа 2. Знакомство с цифрами 1 и2. Пространственные отношения: длиннее – короче. Узнай сказочного персонажа, составь о каждом из них небольшой рассказ. Правильное употребление в речи предлогов: « над », « под ». Нахождение одинаковых предметов. 1 1 1 1 1 1 Наблюдение, рассматривание картин, игровой метод, упражнения, беседа, чтение детской литературы, моделирование, игры, элементарные опыты, беседа, рассказ педагога, рассказ детей. Форма занятия групповая. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Наблюдение, рассматривание картин, игровой метод, упражнения, беседа, чтение детской литературы, моделирование, игры, элементарные опыты, беседа, рассказ педагога, рассказ детей. 1 1 1 1 Форма занятия групповая. Наблюдение, рассматривание картин, Развитие памяти и внимания Графические навыки, развитие моторики Первые ступени математики Февраль Учиться запоминать предметы парами. 1 Учиться аккуратно обводить рисунок. 1 Пальчиковые игры, упражнения с карандашами и счетными палочками 1 Представление о круге и шаре, их распознавание. Образование числа 3. Счет до трех, Знакомство с цифрой три. Учимся называть части и действия предметов. Загадки о предметах окружающего мира. Учиться находить части одного предмета. Учиться запоминать сюжетные картинки. Дорисуй картинку по образцу. 1 Пальчиковые игры, упражнения с карандашами и счетными палочками. Временные отношения: раньше – позже. Образование числа 4. Счет до четырех, Знакомство с цифрой четыре. Запомни потешку и расскажи ее с выражением. Учиться логически рассуждать и аргументировать свой ответ. Классификация предметов. 1 Запомнить количество предметов. 1 Проводим сложные линии точно по контуру. Пальчиковые игры, упражнения с бусинами и скрепками. 1 Первые ступени математики Образование числа 5. Счет до пяти, Знакомство с цифрой пять. Образование числа 6. Счет до шести, Знакомство с цифрой шесть. 1 Развитие речи и мышления Правильно называть действия людей разных профессий, составлять небольшой рассказ. Учиться анализировать и объяснять свой выбор; различать и правильно 1 Развитие речи и мышления Развитие памяти и внимания Графические навыки, развитие моторики Первые ступени математики Март Развитие речи и мышления Развитие памяти и внимания Графические навыки, развитие моторики Апрель 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 игровой метод, упражнения, беседа, чтение детской литературы, моделирование, игры, элементарные опыты, беседа, рассказ педагога, рассказ детей. Форма занятия групповая. Наблюдение, рассматривание картин, игровой метод, упражнения, беседа, чтение детской литературы, моделирование, игры, элементарные опыты, беседа, рассказ педагога, рассказ детей. Форма занятия групповая. Наблюдение, рассматривание картин, игровой метод, упражнения, беседа, чтение детской литературы, моделирование, игры, элементарные опыты, беседа, рассказ педагога, рассказ детей. Форма занятия групповая. Развитие памяти и внимания Графические навыки, развитие моторики Первые ступени математики Май Развитие речи и мышления Развитие памяти и внимания Графические навыки, развитие моторики Первые ступени математики называть части суток, выделять на картинке их характерные признаки. Запомнить количество предметов в группах. Учимся находить одинаковые предметы. Проводить ритмичные дугообразные линии слева на право и наоборот. Пальчиковые игры, упражнения с бусинами и скрепками. Образование числа 7. Счет до семи, Знакомство с цифрой семь. Образование числа 8. Счет до восьми, Знакомство с цифрой восемь. Учиться правильно употреблять в речи слова противоположные по смыслу. Учиться логически рассуждать, объяснять свой выбор. Учиться запоминать нарисованные предметы. Учиться сравнивать рисунки и находить отличия. Проводить прямые линии и рисовать окружности против часовой стрелки. Пальчиковые игры, упражнения с бусинами и скрепками. Образование числа 9. Счет до девяти, Знакомство с цифрой девять. Образование числа 10. Счет до десяти, Знакомство с цифрой десять. Наблюдение, рассматривание картин, игровой метод, упражнения, беседа, чтение детской литературы, моделирование, игры, элементарные опыты, беседа, рассказ педагога, рассказ детей. 1 1 1 1 1 1 Форма занятия групповая 1 1 Наблюдение, рассматривание картин, игровой метод, упражнения, беседа, чтение детской литературы, моделирование, игры, элементарные опыты, беседа, рассказ педагога, рассказ детей. 1 2 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование Второй подгруппы (5-6 лет) Колво часов Месяц Раздел Тема Сентябрь Практический курс математики Выявление уровня сформированности математических представлений у детей. 2 Временные представления: раньше – позже. 1 Образование числа 11. Счет до одиннадцати. Знакомство с цифрой 11. 1 Формы и методы проведения занятий Форма занятия групповая. Предложения с предлогами «по», «над», «в». Нахождение закономерностей в расположении картинок. Отличительные признаки предметов. 1 Проведение дугообразных линий. 1 Учимся обводить рисунки по контуру. 2 Развитие памяти и внимания Сравнение количества предметов в группах. Сравни рисунки и найди отличия. 1 Развитие творческого мышления Вводное занятие по циклу: «Дорисуй-ка». Задание: «Увидеть в предлагаемом стимуле образ и дорисовать его». 2 Практический курс математики Квадрат, куб, сходства и различия. 2 Пространственные отношения: вверху внизу, сравнение по высоте. Расширение словарного запаса; учиться узнавать и правильно называть птиц; составлять о них небольшой рассказ. Учимся соотносить предметы по смыслу. 2 Развитие речи и мышления Графические навыки и развитие моторики Октябрь Развитие речи и мышления Графические навыки и развитие моторики Развитие памяти и внимания Ноябрь Развитие творческого мышления Практический курс математики Называть правильно действия, отвечать на вопросы полными предложениями. Учиться проводить контурную линию. 1 1 2 Наблюдение, рассматривание картин, игровой метод, упражнения, беседа, чтение детской литературы, моделирование, игры, элементарные опыты, беседа, рассказ педагога, рассказ детей. 1 1 Форма занятия групповая. 1 2 1 Нарисуй предметы по образцу. 1 Учиться проводить петлнобразные линии. 1 Запомни количество предметов. 1 Кто где спрятался? 1 Запомни нарисованные предметы. 2 Цикл «дорисуй-ка»: «Особая тщательность дорисовывания, детальная проработка образов». Образование числа 12.Счет до двенадцати. Знакомство с цифрой 12. Пространственные отношения: шире – уже. 2 1 1 Наблюдение, рассматривание картин, игровой метод, упражнения, беседа, чтение детской литературы, моделирование, игры, элементарные опыты, беседа, рассказ педагога, рассказ детей. Овал и круг, их признаки. 2 Скороговорки: быстрое и правильное произношение. Отгадывание загадок. Узнай и правильно назови фрукты и овощи. 2 Графические навыки и развитие моторики Задание на координацию движения руки: проведи линию по середине дорожки. 1 Проведи петлеобразные линии. 2 Развитие памяти и внимания Учиться запоминать количество предметов в группах. Найди одинаковые предметы. 2 Развитие творческого мышления Цикл «Дорисуй-ка»: «Научить объединять изображения общим сюжетом». 2 Развитие речи и мышления Декабрь Практический курс математики Развитие речи и мышления Графические навыки и развитие моторики Развитие памяти и внимания Развитие творческого мышления Форма занятия групповая. 1 1 Пространственные отношения: впереди – сзади - между. Ритм. 2 Образование числа 13.Счет до тринадцати. Знакомство с цифрой 13. Учимся различать одушевленные и неодушевленные предметы. 2 Классификация предметов. 1 Установить правильную последовательность событий. 1 Аккуратно проводить волнистые линии. 1 Развитие координации движения руки – научиться проводить дугообразные линии, не отрывая карандаш от бумаги. Сравни рисунки и найди отличия. 2 Научиться запоминать нарисованные предметы, узнавать и правильно называть домашних животных. Вводное занятие по циклу: «Фабрика игрушек». Цикл «Фабрика игрушек» «Елочная игрушка». Порядковый счет. 2 Наблюдение, рассматривание картин, игровой метод, упражнения, беседа, чтение детской литературы, моделирование, игры, элементарные опыты, беседа, рассказ педагога, рассказ детей. Форма занятия групповая. 2 1 2 2 1 Наблюдение, рассматривание картин, игровой метод, упражнения, беседа, чтение детской литературы, моделирование, игры, элементарные опыты, беседа, рассказ педагога, рассказ детей. Январь Практический курс математики Развитие речи и мышления Графические навыки и развитие моторики Развитие памяти и внимания Развитие творческого мышления Февраль Практический курс математики Развитие речи и мышления Графические навыки и развитие моторики Развитие памяти и внимания Сравнение по длине. Образование числа 14.Счет до четырнадцати. Знакомство с цифрой 14. 1 1 Учиться выделять в словах первый звук, составлять рассказ о предмете. Учиться различать звук и букву в слове. 1 Различать и правильно называть диких животных; составление о них небольшого рассказа с элементами описания. Проводить петлеобразные линии сверху вниз и наоборот. Развитие координации руки: «Дорисуй животных, птиц, рыб». Учиться концентрировать внимание, ориентироваться на листе бумаги. 1 Сравнивание рисунков и нахождение отличий. Цикл «Фабрика игрушек» «Звонкий мяч». Цикл «Фабрика игрушек» «Одеяло для куклы». Сравнение по длине, ширине и толщине. 2 2 2 1 1 1 Наблюдение, рассматривание картин, игровой метод, упражнения, беседа, чтение детской литературы, моделирование, игры, элементарные опыты, беседа, рассказ педагога, рассказ детей. 1 Образование числа 15.Счет до пятнадцати. Знакомство с цифрой 15. Призма и пирамида, их признаки. 1 Классификация предметов: «Найди лишний рисунок и объясни почему он не подходит к остальным». Составление рассказа с элементами описания. Обведение рисунков точно по контуру. 2 Учимся аккуратно проводить контурную линию и раскрашивать рисунок. Уметь правильно различать и называть геометрические рисунки. Найди предмет похожий на квадрат, круг, треугольник. Развитие пространственного мышления – учиться соотносить предметы по цвету, форме и размеру, подбирать детали подходящие друг другу. Цикл «Фабрика игрушек» «Мягкая зверушка». Форма занятия групповая. 1 Форма занятия групповая. 2 1 2 2 2 1 Наблюдение, рассматривание картин, игровой метод, упражнения, беседа, чтение детской литературы, моделирование, игры, элементарные опыты, беседа, Развитие творческого мышления Март Практический курс математики Развитие речи и мышления Графические навыки и развитие моторики Развитие памяти и внимания Развитие творческого мышления Апрель Практический курс математики Развитие речи и мышления Графические навыки и развитие моторики Развитие памяти и внимания Цикл «Фабрика игрушек» «Игрушечный автомобиль». Цикл «Фабрика игрушек» «Домик в деревне». Образование числа 16.Счет до шестнадцати. Знакомство с цифрой 16. Символы. Таблицы. Образование числа 17.Счет до семнадцати. Знакомство с цифрой 17. Умение концентрировать внимание, решать задачи на сообразительность. Расширение словарного запаса: «Как называется эта группа предметов? Что у них общего? В чем различие?» Штриховка фигур, не выходя за контуры рисунка. Учиться симметрично отображать рисунок. рассказ педагога, рассказ детей. 1 1 1 1 Форма занятия групповая. 1 1 2 2 2 Нахождение предметов определенной формы. Найди одинаковые предметы. 2 Цикл «Фабрика игрушек» «Веселый кораблик». Цикл «Фабрика игрушек» «Бабочка». Образование числа 18. Счет до восемнадцати. Знакомство с цифрой 18. Сравнение по объему, измерение объема. Измерение длины. 1 Классификация предметов, нахождение предмета который не подходит к остальным Различать и правильно называть виды посуды и для чего она используется. Аккуратно раскрашивать рисунок. 2 Развиваем координацию движения руки: «Дорисуй и раскрась картинку». Сравни рисунки и найди отличия. 2 Найди на рисунке нужные фрагменты. 2 Цикл «Фабрика игрушек» «Разноцветный попугай». 1 1 1 Наблюдение, рассматривание картин, игровой метод, упражнения, беседа, чтение детской литературы, моделирование, игры, элементарные опыты, беседа, рассказ педагога, рассказ детей. 2 1 1 2 2 Форма занятия групповая. Наблюдение, рассматривание картин, игровой метод, упражнения, беседа, чтение детской литературы, моделирование, игры, элементарные опыты, беседа, Развитие творческого мышления Май Практический курс математики Развитие речи и мышления Графические навыки и развитие моторики Развитие памяти и внимания Развитие творческого мышления Цикл «Фабрика игрушек» «Грустный зайка». Цикл «Фабрика игрушек» «Быстрая лошадка». 1 Образование числа 19.Счет до девятнадцати. Знакомство с цифрой 19. 1 Образование числа 20.Счет до двадцати. Знакомство с цифрой 20. 2 Цилиндр, конус, их признаки. 1 Различать и правильно называть времена года 1 Решение задач на сообразительность. 1 Классификация предметов. 1 Копирование рисунка по клеточкам. 2 Чего на рисунке не хватает? Дорисуй. 1 Нахождение недостающих деталей у предметов. Нахождение на рисунке определенных предметов: «Животных, птиц, одушевленные предметы, неодушевленные предметы». Цикл «Фабрика игрушек» «Неваляшка». Цикл «Фабрика игрушек» «Любимая игрушка». Цикл «Фабрика игрушек» «Какая это игрушка?» 2 1 рассказ педагога, рассказ детей. Форма занятия групповая. 1 1 Наблюдение, рассматривание картин, игровой метод, упражнения, беседа, чтение детской литературы, моделирование, игры, элементарные опыты, беседа, рассказ педагога, рассказ детей. 1 1 ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Результаты овладения программой « Умка» Первая подгруппа (4-5лет) Ребенок соотносит схематическое изображение с реальными предметами; - обладает быстротой мышления; - проявляет интерес к экспериментированию - активно включается в игры на классификацию и сериацию Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе. Субтест №1. Эти пары слов нужно назвать одним названием. 1. Метла, лопата – 2. Окунь, карась – 3. Лето, зима – 4. Огурец, помидор – 5. Сирень, шиповник - 6. Шкаф, диван 7. День, ночь 8. Слон, муравей 9. Июнь, июль – 10. Дерево, цветок Сформированы предполагаемые умения и навыки. Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе. . Предполагаемые умения и навыки находятся в стадии формировании. Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах. Предполагаемые умения и навыки не сформированы. Ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация, систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Не умеет объединять предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них. Не способен делать умозаключения. Ребенок не имеет достаточного словарного запаса. Не способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив. Не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе. .ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Варианты диагностического обследования детей. «Определение обобщающих понятий» (6 лет), автор Л.Ф.Тихомирова. Ребёнку предлагается один из наборов, в каждом из которых 10 слов. Задание ребёнку: дать определение каждому из предлагаемых слов. 1. Школа, больница, автобус, самолёт, сапоги, пальто, карандаш, хлебница, чашка, слива. 2. Улей, берлога, автомобиль, троллейбус, ботинки, рубашка, ручка, маслёнка, яблоня, тарелка. 3. Аквариум, скворечник, трамвай, теплоход, фломастер, кроссовки, тетрадь, куртка, сахарница, груша. На то, чтобы дать определение для каждого слова, отводится 30 секунд. За каждый правильный ответ даётся один балл. Если ответ ребёнка не совсем точен, даётся 0,5 балла. Исследователь должен быть уверен, что ребёнок знает предлагаемое слово. Только после этого его просят самостоятельно дать определение. Оценка результата: Максимальное количество баллов — 10, минимальное — 0. При повторном проведении исследования детям даётся 2-ой и 3-ий набор слов. 8-10 баллов — сформированы. 4-7 баллов — находятся в стадии формирования. 1-3 балла – не сформированы. «Определение уровня умственного развития старших дошкольников» (Э.Ф.Замбицавичене) Тест состоит из четырёх субтестов: ✓ Исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний. ✓ Исследование операций обобщения, способности выделить существенные признаки предметов. ✓ Исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями. ✓ Выявление умения обобщать. Пробы для ребёнка читаются вслух. Субтест №1. Выберите одно из слов, заключённых в скобки, которое правильно закончит начатое предложение. 1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица). 2. В тёплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень). 3. В году (24, 3, 12, 7) месяцев. 4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март). 5. Самая большая птица (ворона, страус, воробей, сокол, орёл). 6. Розы – это (фрукты, овощи, цветы, дерево). 7. Сова всегда спит (ночью, утром, вечером, днём). 8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная). 9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень). 10. Город России – (Париж, Москва, Лондон, Варшава, Россия). Субтест №2. В каждой строке даны пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и назвать его. 1. Тюльпан, лилия, ромашка, фасоль, фиалка. 2. Река, озеро, море, мост, болото. 3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. 4. Томск, Новосибирск, Москва, Новокузнецк, Кемерово. 5. Тополь, берёза, орешник, липа, осина. 6. Окружность, треугольник, указка, прямоугольник, квадрат. 7. Иван, Сергей, Нестеров, Никита, Андрей. 8. Число, плюс, минус, равно, неравно. 9. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. 10. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный. Субтест №3. В первом примере дана пара слов, которые находятся в определённой связи между собой. Для второго слова необходимо подобрать одно из пяти слов, приведённых в скобках, так, чтобы они находились в такой же связи. 1. Огурец – овощ; Георгин – (сорняк, роса, садик, цветок, земля). 2. Учитель – ученик; Врач – (почки, больные, палата, термометр, больница). 3. Огород – морковь; Сад – (забор, скамейка, яблони, колодец, собака). 4. Цветок – ваза; Птица – (клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья). 5. Перчатка – рука; Сапог – (чулки, подошва, кожа, нога, щетка). 6. Тёмный – светлый; Мокрый – (солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный). 7. Часы – время; Термометр – (стекло, температура, кровать, больной, врач). 8. Машина – мотор; Лодка – (река, моряк, болото, парус, волна). 9. Стул – деревянный; Игла – (острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная). 10. Стол – скатерть; Пол – (мебель, доска, гвозди, ковёр, пыль). Субтест №4. Эти пары слов нужно назвать одним названием. 1. Метла, лопата – 2. Окунь, карась – 3. Лето, зима – 4. Огурец, помидор – 5. Сирень, шиповник - 6. Шкаф, диван 7. День, ночь 8. Слон, муравей 9. Июнь, июль – 10. Дерево, цветок Оценка результатов теста. Субтест № 1. За правильный ответ после первой попытки – 1 балл. Если ответ неверный, предлагается подумать. За правильный ответ после второй попытки – 0,5 балла. Субтест № 2. За правильный ответ – 1 балл. За правильный ответ со второй попытки – 0,5 балла. Субтест №3. За правильный ответ – 1 балл, со второй попытки – 0,5 балла. Уточняющие Вопросы не задаются. Субтест №4. Оценки аналогичны вышеприведённым. Уточняющие вопросы не задаются. Максимальное количество баллов, которое может набрать ребёнок – 40. Х*100% Оценка успешности (ОУ) = ----------------, где Х – количество баллов, полученных испытуемым. Уровни успешности: 5-ый – 40 баллов (100%); 4-ый – 32-39 баллов (80-99%); 3-ий – 26-31,5 балла (65-79,9%); 2-ой – 20-25,5 балла (50-64,9%); 1-ый – менее 19,5 балла (менее 49,9%). Список использованной литературы. 1. «Детство» - программа развития и воспитания детей в детских садах. Санкт – Петербург, «Детство – пресс», 2003г. 2. «Давайте поиграем» - математические игры для детей. Под редакцией Столяра А.А. Москва, 1991г. 3. «Математика до школы» - пособие для воспитателей. Санкт – Петербург, Детство – пресс, 1992г. 4. «Математика от трёх до шести» - программа. Составили: Михайлова З.А., Иоффе Э.Н., «Детство – пресс», 1992г. 5. Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников». 6. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» 7. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» пособие. Санкт – Петербург, «Детство – пресс»,2002г. 8. Приказ МИНОБРНАУКИ России от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Ф.Г.Т. к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования». (Пункт 3.4) 9. Пиаже Ж. «Как дети образуют математические понятия» - вопросы психологии, №4, 1996г. 10. Пиаже Ж. «Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка», Москва, 1969г. 11. Ткаченко Т.А. «Упражнения для развития словесно – логического мышления» 12. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день». Ярославль, А.Р., 2000г. 13. Тихомирова Л.Ф. «Логика». Ярославль, А.Р., 2000г. 14. Венгер А.Л., Венгер Л.А. «Домашняя школа мышления». 15. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников. – М.: Просвещение, 2000.