Программа Я сам 24-25 уч.год Марбиева В.М.

ПРИНЯТА
на педагогическом совете
МАДОУ ЦРР-д/с № 4 ЗАТО Межгорье
Республики Башкортостан
протокол от 06.09. 2024 г. № 1

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАДОУ ЦРР-д/с № 4
ЗАТО Межгорье
Республики Башкортостан
от 06.09. 2024 г. № 142 о/д

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Я сам!»
(социально - педагогической направленности)
Студия раннего развития

на 2024-2025 г
Возраст обучающихся: 2-4 года
Срок реализации: 1 год

Составитель: Марбиева Венера Муксиновна
Воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ ЦРР - д/с № 4 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан

г. Межгорье 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Я, сам!»
на 2024-2025 уч. г
(социально – педагогической направленности)
Марбиева Венера Муксиновна
воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ ЦРР- д/с № 4 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан
Содержание:
1. Основание для разработки программы
2. Пояснительная записка
3. Теоретическая, практическая значимость и новизна программы
4. Актуальность
5. Цель и задачи программы
6. Основные принципы программы
7. Особенности возрастной группы детей
8. Методы и приемы
9. Интеграция образовательных областей
10. Формы организации детской деятельности
11. Формы работы с детьми
12. Организация кружковой деятельности
13. Содержание программы
14. Средства реализации программы и методическое обеспечение
15. Учебно – тематический план
16. Календарно-тематическое планирование занятий
17. Нормативно-правовое обеспечение программы. Библиография
Пояснительная записка
Данная программа разработана с целью обеспечения современных требований
к образовательной деятельности в ДОУ, реализации дополнительного образования.
Программа направлена на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического,
кинестетического и других видов ощущений и восприятий посредством игры. Программа
предусматривает:
• обогащение сенсорного опыта детей, развитие и совершенствование сенсорных
эталонов у детей младшего дошкольного возраста;
• развитие общения и речи; развитие внимания, памяти, восприятия, мышления.
К освоению допускаются все желающие дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).
Возможно обучение детей с ОВЗ, ЗПР (при создании условий) Индивидуальные занятия
кружковой деятельностью проводятся с детьми по педагогическим показателям на основе
образовательного мониторинга, состав подгрупп может меняться, в зависимости от
конкретных целей и задач, индивидуальных успехов каждого ребенка. Продолжительность
индивидуальной работы – 5-15 минут, направлена на осуществлении коррекции
недостатков выявленных в мониторинге.
Теоретическая значимость программы
Теоретическая значимость программы заключается в следующем:
• Единство образовательного и воспитательного процесса.

•
•

•

Выявление и развитие способностей каждого ребенка.
Формирование свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально
активной личности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном
развитии общества.
Гуманизация дошкольного воспитания, т.е. ориентация педагога на личность ребёнка.

Практическая значимость программы
Практическая значимость программы заключается в следующем: В младшем дошкольном
возрасте закладываются основы умственного, нравственного, сенсорного развития ребёнка.
Решить проблемы младшего дошкольного возраста – значит обеспечить
полноценное развитие детей в дошкольном и школьном возрасте. Особенность
занятий программы заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для
детей, в практической интересной деятельности, так как задействованными оказываются
непроизвольное внимание и запоминание. Полученные на занятиях знания и умения
устойчивы настолько, что дети применяют их в повседневной жизни, поэтому их успехи
определяются не только доступностью и занимательностью предлагаемого материала, но и
эмоциональным отношением к самой программе, заинтересованностью. Правильно
организованная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей
формируется чувство коллективизма, повышается познавательная мотивация, дети
становятся более активными не только в процессе образовательной деятельности, но и в
повседневной жизни. Ведущей деятельностью у дошкольников является игра. Поэтому
занятия, по сути, являются игровым процессом, в процессе которого дети исследуют
проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются,
делают «открытия». В ходе игр и осуществляется личностно-ориентированное
взаимодействие взрослого с ребенком (педагог – ребенок, родитель – ребенок, педагог родитель) и детей между собой, их общение в парах, в группах.
Новизна программы заключается в том:
1. Что позволяет обучать детей не только через дидактические игры, но и включать элементы
изобразительного искусства (рисование, аппликация, лепка) для более лучшего обеспечения
усвоения сенсорных эталонов, яркого продукта детского творчества.
2. Использование давно известных российских и зарубежных дидактических средств
(развивающие игры Б. Никитина, блоки Дьениша, «Лего», счетные палочки Кюизенера и
др.)
Актуальность
В современных условиях, когда сфера обучающего воздействия значительно расширяется,
проблема сенсорного воспитания приобретает особую остроту.
Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих
сил ребёнка, становление основ индивидуальности. Главная задача ДОУ состоит в том,
чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным.
Общепризнанно, что основной вид деятельности дошкольника - игра. В игре развиваются
способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается
опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует сенсорному развитию,
обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной
жизни. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних
свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При
отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно

проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для
обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного
школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда,
неотъемлемой частью которых является восприятие.
Педагогическая целесообразность
Значение сенсорного воспитания младщих дошкольников трудно переоценить, ведь оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с
внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной
деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Это обстоятельство привело к необходимости создания программы для дополнительных
занятий по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие
тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с карандашом, с краской,
с бумагой, на выкладывание, которые могут укрепить руки малышей, развивать движения
рук, дифференцированные движения пальцев рук. В программе используются
адаптированные и развивающие дидактические игры (развивающие игры Б. Никитина,
блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера и др.) Разработка и внедрение в практику
эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет нам разнообразить
взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными сенсорными
понятиями в доступной малышам форме.
Время реализации программы : 1 год
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я, сам!»
Программа предназначена для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Формы организации детской деятельности: групповая, индивидуально-групповая
Количество занятий в год: 64.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по с 1 октября по 31 мая
Длительность занятий: 15 минут
Требования к педагогическим кадрам, осуществляющим реализацию программы:
воспитатель
Цель программы:
Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета,
величины, пространства, времени, движений, особых свойств. Научить детей
воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации,
литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.

Задачи программы
Развивающие:
• Развитие зрительных ощущений: учить различать и называть форму, размер, цвет
предмета, формировать представления об оттенках, развивать способность при
рассмотрении картины видеть, как с помощью цвета достигается художественная
выразительность изображения.
• Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов
и правильно их называть (гладкий, мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы
рук, мелкой моторики, координации движений.
• Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в
окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
• Развитие обонятельных и вкусовых ощущений.
• Развитие таких качеств, как наблюдательность, воображение, фантазия, творческое
начало.
Воспитательные:
• Взаимодействие с семьей, направленное на целостность психического, физического,
умственного и духовного развития личности ребенка.
• Воспитание самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели.
• Воспитание эмоционально – положительного отношения к сверстникам в игре.
• Воспитывать интерес к изобразительной деятельности;
• Воспитание аккуратность при работе с изобразительными материалами.
Обучающие:
• Формирование восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета,
величины, пространства, времени, движений, особых свойств.
• Формирование психических механизмов, которые помогут ребенку познавать
окружающий мир, расширить сферу восприятия.
• Расширение словарного запаса и общего кругозора детей.
Основные принципы программы
Учет интересов и способностей детей.
• Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.
• Добровольное участие.
• Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
• Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
• Принцип единства диагностики и коррекции.
• Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с
ребенком.
• Принцип
блочного
подхода
–
позволяет
педагогически
воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности
содержания, повысить эффективность его реализации.
Особенности возрастной группы детей
У детей накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах
предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у
ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы
основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий,
зеленый). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал,
•

квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные
ошибки. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков,
мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.
Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает
узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно
связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то,
что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать
свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности
на другую.
Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в
различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку
формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте.
В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметамизаместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и
игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и
картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.
Методы и приемы
• Наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ
игровых действий). Широкое использование наглядного материала способствует
формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете,
величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком
различные игры.
• Словесный метод. Основной способ познания для ребенка этого возраста – рассказы,
ответы на его вопросы, а также вопросы к нему. В самом начале занятия необходима
мотивация детей - помочь решить проблему. В процессе дидактических игр
используются вопросы к детям.
• Практический, то есть игровой. Дети осуществляют практические действия с
предметами.
• В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного
предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета. При
сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения
по величине (наложению и приложению).
• При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы –
обведение пальцем контура фигуры.
Интеграция образовательных областей
• Социально - коммуникативное развитие;
• Физическое развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно – эстетическое развитие.
Формы организации детской деятельности
1. Сенсорно - математические игры.
2. Интегрированная образовательная деятельность.
3.Совместная деятельность педагога и детей как индивидуальная, групповая и
подгрупповая.
4. Самостоятельная игровая деятельность.

Формы работы с детьми
• Игра
• Ситуативный разговор
• Беседа
• Рассказ
• Чтение
• Интегративная деятельность
• Проблемная ситуация
Организация деятельности
• При организации деятельности детей дошкольного возраста можно использовать
фронтальную, индивидуальную и подгрупповую формы.
• Педагог вправе менять последовательность тематики занятий.
• Продолжительность кружковой деятельности устанавливается в соответствии с
требованиями
по
регламенту,
и
не
превышает
15
минут.
В
середине кружковой деятельности могут проводиться минутки отдыха (физминутки).
• Индивидуальные занятия
кружковой деятельностью проводятся с детьми по
педагогическим
показателям
на
основе образовательного
мониторинга,
состав подгрупп может меняться, в зависимости от конкретных целей и задач,
индивидуальных успехов каждого ребенка. Продолжительность индивидуальной
работы – 5-15 минут, направлена на осуществлении коррекции недостатков выявленных
в мониторинге.
• Обследование детей проводится ежегодно с 15 по 30 сентября, и с 15 по 30 мая.
Предполагаемый результат
Реализация программы «Я, сам!» предполагает овладение детьми определенным уровнем
знаний и умений, получение следующих результатов:
1. Дети различают и называют цвета спектра – красный, оранжевый, желтый,
зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый.
2. Различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат,
овал, треугольник, прямоугольник).
3. Используют сенсорные эталоны для оценки свойств предметов (машина красная,
кошка пушистая).
4. На ощупь различают качество предметов и их называют.
5. Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
6. Различают запах, вкус, качество материала.
7. Дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и
желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения;
8. Детей развита крупная и мелкая моторика, могут контролировать свои движения и
управлять ими;
9. Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам,
10. Начинают ориентироваться во времени.

Средства, необходимые для реализации программы:

•
•
•
•
•

Материально – технические средства
Отдельный кабинет со столами и стульями
для 8-10 человек.
Компьютерная техника:
компьютер
мультимедийный проектор
принтер
сканер
акустическая система
Доска магнитная
Фланелеграф
Оформленное игровое пространство

Учебно – методические средства
учебные пособия
- видеофильмы
- аудиозаписи

Раздаточный дидактический материал,
иллюстрации, плакаты, фотографии,
стенды
Игрушки, кукольная мебель, конструктор,
машины, мячи, пирамидки, кубики, блоки,
палочки и т.д.

Методическое обеспечение:
• комплекты блоков Дьенаша;
• комплекты палочек Кюизинера;
• счетные палочки;
• Игра «Сложи квадрат» на каждого ребенка;
• Игра «Разноцветные квадраты» на каждого ребенка;
• демонстрационный материал;
• альбомы для занятий с блоками Дьенеша;
•альбомы для занятий с кубиками Никитиных;
•альбомы для занятий с палочками Кюизенера;
• тетради, карандаши.
• мольберт.
• мультимедийная техника.
Работа с родителями
•
«Выявление интересов и способностей детей» (анкетирование)
• «Развитие сенсорных
способностей
детей
младшего
дошкольного
возраста» (консультация)
• «Использование игровых ситуаций в свободное время» (консультация)
• Презентация дидактических игр по сенсорному развитию (выставка дидактических
игр «Развиваемся, играя»)
В зону сенсорного развития запланировано совместно с родителями изготовить
дидактические игры:
•
«Разложи орешки по цветам»
•
«Разноцветная коробочка»
•
«Украсим бабочек»
•
«Застегни пуговицы»
•
«Веселые карандаши»
•
«Собери хвост петушку»

№
п.п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Учебно – тематический план
Разделы
Часы
Месяцы
X XI XII I
II III
Диагностика
4
2
Восприятие формы
7
2
2
1
1
Восприятие цвета
8
2
2
2
1
Восприятие величины
7
3
2
1
Восприятие пространства
4
1
2
1
Восприятие движений и позы
4
1
1
2
Восприятие особых свойств
7
1
3
1
предметов
Восприятие целостного
3
1
2
предмета
Восприятие иллюстраций
5
1
1
1
1
Восприятие литературных
5
1
1
2
произведений
Восприятие социальных
2
1
явлений
Восприятие природы
4
1
1
Восприятие музыки
2
Итоговое занятие
2
Всего
64
8
8
8
8
8
8

Содержание программы
Задачи сенсорного воспитания

№
Восприятие
п.п.
I
Восприятие свойств Формировать
восприятие
предметов и явлений отдельных свойств предметов и
явлений:
формы,
цвета,
величины,
пространства,
времени, движений, особых
свойств
1 Восприятие формы
Научить
различать
геометрические фигуры по форме
2 Восприятие цвета
Научить различать предметы по
цвету с помощью операции
сравнения однородных и разных
по цвету предметов
3 Восприятие величины Научить различать предметы по
величине, длине, высоте, ширине,
толщине
4 Восприятие
Научить ребенка воспринимать
пространства
характеристики
пространства:

IV

V
2
1
1
1

2

1
1
1
1
2
8

1
2
8

Содержание

«На что похожа эта
фигура?»
«Собери капельки в
стакан»

«Собери пирамидку»

«Где что стоит»

5

6

7

8
II

1

2

3

4

далеко, близко, здесь, там,
глубокий, мелкий, верх, низ,
справа, слева, впереди, сзади,
вокруг
Восприятие времени
Научить воспринимать такие
«Что мальчик делает
характеристики времени, как утром, днем, вечером,
время суток (утро, день, вечер,
ночью?»
ночь); время года (весна, лето,
осень, зима); течение времени
(быстро, долго, часто, редко,
давно, недавно, вчера, сегодня,
завтра)
Восприятие движений Научить воспринимать позы и «Упражнения для рук»
и позы
движения тела, конечностей,
головы
Восприятие особых
Научить воспринимать свойства
«Покажи на рисунке,
свойств предметов
предметов с помощью других
какой предмет теплый,
(тяжести,
органов чувств, кроме зрения
горячий, холодный»
температуры, качества (осязание, вкусовые,
поверхности, вкуса,
обонятельные и слуховые)
запаха, звуков)
Восприятие
Научить узнавать предмет по его «Собери разрезанную
целостного предмета
отдельным свойствам и частям
Фигуру»
Восприятие
Научить воспринимать
сложных явлений
иллюстрации, литературные
окружающего мира
произведения, социальные
явления, природу, музыку.
Восприятие
Научить воспринимать
«Рассматривание
иллюстраций
иллюстрации как целостный
картинки»,
сюжет, в котором заложен смысл. «Беседа по картинке»
Восприятие
Научить воспринимать
«Чтение сказки,
литературных
литературное произведение:
рассказа,
произведений
сюжет, героев, события,
стихотворения,
характеры героев и нравственный потешки, прибаутки»,
и эстетический смысл
«Беседа о
произведения
прочитанном»,
«Кукольный театр»
Восприятие
Научить понимать
«Что происходит на
социальных явлений
взаимоотношения людей по
картинке?», «Определи
поступкам, жестам, позам и
настроение»
мимике.
Восприятие природы
Научить воспринимать явления
«Прогулка в парк»,
живой и неживой природы
«Назови этих
(растения, животных, минералы, животных», «Угадай
погоду, рельеф, времена года) в
какое это время года?»

Восприятие музыки

6

условиях развития и изменения
их свойств в разных состояниях
Научить воспринимать и
«Различи звук и
правильно реагировать на музыку мелодию», «Сила
в соответствии с ее характером и звука»
принятыми способами

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(младший возраст 3-4 года)
№
п.п.
1

2

3

4

5

Тема занятия

Цель занятия

Октябрь
(Восприятие цвета,
формы, величины)
«Помоги зайчику»
«Помоги зайчику найти
на картинке предмет
желтого цвета»
Кукла Катя в гостях у
ребят: «Помоги кукле
выбрать конфеты»
«Найди на картинке
предмет зеленого цвета»
«Раскрась фигуру
зеленым цветом
(квадрат)»
Незнайка в гостях у
ребят: «Помоги кукле
незнайке собрать букет».
«Найди на картинке
предмет синего цвета»
«Назови фигуру и
раскрась ее синим цветом
(круг)»
«Найди игрушку красного
цвета»
«Найди на картинке
предмет красного цвета»
«Раскрась фигуру
красным цветом
(треугольник)»
«Собери капельки в
стакан»

Учить различать цвета, ориентируясь на их
однородность и неоднородность при выделении
объектов заданного цвета из множества
разноцветных. Стимулировать зрительную
поисковую деятельность детей на обобщающее
понятие «цвет». Учить узнавать и правильно
называть желтый цвет.
Стимулировать зрительную поисковую деятельность
детей на обобщающее понятие «цвет». Учить
узнавать и правильно называть зеленый цвет,
геометрическую фигуру квадрат. Учить различать
цвета, ориентируясь на их однородность и
неоднородность при выделении объектов заданного
цвета из множества разноцветных.
Учить осуществлять выбор цвета по образцу и
проверить его примериванием (пробное
прикладывание предметов друг к другу, наложение
одного предмета на другой). Продолжать упражнять
в различении цветов. Учить узнавать и правильно
называть синий цвет, геометрическую фигуру круг.
Формировать отношение к цвету как к значимому
признаку.
Развивать зрительную ориентировку при восприятии
цвета. Учить узнавать и называть красный цвет,
геометрическую фигуру треугольник. Упражнять в
выделении красного цвета из множества
разноцветных.

Научить различать предмет по цвету с помощью
операции сравнения однородных и разных по цвету

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

«На что похожа эта
фигура»
«Чудесный мешочек»
Свой домик»
«Закрашивание
прямоугольников»

предметов; различать геометрические фигуры по
форме.
Уточнить знания о геометрической фигуре
(прямоугольник). Развивать умение анализировать,
сравнивать, классифицировать. Отметить логическое
мышление, умение выполнять задания
самостоятельно.
«Пальчиковые игры
Познакомить с овалом и его свойствами, закрепить
Семейка», «Капуста».
умение распознавать изученные геометрические
«Сказка о геометрических фигуры, находить их в предметах окружающей
фигурах»
обстановки. Развивать логическое мышление.
«Закрашивание овалов»
«Полочка для игрушек
Научить находить на картинке мячи и машинки
забита битком»
(закрепить форму предметов); закрепить основные
«У Мишки корабль,
цвета; различать и сравнивать возможные варианты,
цветок и много чего еще» выбирая оптимальный для данной ситуации.
«Чем нарисована каждая
картина?»
Ноябрь
Учить распознавать изученные геометрические
«Веселый поезд»
фигуры, находить их в предметах окружающей
«Фигуры играют в
обстановки. Развивать логическое мышление.
прятки»
«Почтовый ящик»
Игры с блоками Дьенеша Учить выявлять свойства предметов – цвет, форму,
«Снеговик» «Башня»
размер.
Развивать внимание, логическое мышление,
воображение, мелкую моторику, речь.
Игры с блоками Дьенеша Развивать мелкую моторику рук, учить
«Клоун» «Пароход»
концентрировать внимание, освоить элементы
художественного конструирования. Закрепить цвет
форму, величину.
«Сестрички – матрешки» Научить различать предметы по величине, развивать
«Что изменилось?»
мелкую моторику рук, закрепить основные цвета.
«Найди такую же
фигуру»
«Собери пирамидку»
Научить различать предметы по величине, развивать
«Раскрась фигурки»
мелкую моторику рук, закрепить основные цвета.
(большие и маленькие)
«Самый большой»
«Грибочки в лесу»
«Семья»
«Найди фигуру»
«Чьи это бантики?»
«Вкладыши и башенки»

Учить воспринимать параметры величины большой,
маленький.
Учить различать больших и маленьких плоских
фигур.
Учить воспринимать параметры величины большой,
маленький в ходе практических действий со
специальными игрушками.

8

«Снеговик»
«Найди пару по форме»

1

Декабрь
«Какой высоты стул и
стол?»
«Лесенка»
«Построй лесенку из
квадратов»
«Построй ворота»
«Построй забор»

2

3

«Какая кукла выше?»
«Где высокие полки?»
«Построй лесенку из
квадратов»

4

Игры с кубиками
Никитиных «Строим флаг
по памяти» «Строим
елочку»
Игры с кубиками
Никитиных «Строим
гирлянду по памяти»
«Шахматная доска»
«Рассматривание картин
(кто высокий, а кто
низкий)»
«Поставь по росту»
«Самые высокие и самые
низкие»
«Какая крыша?»
«Какая это лента?»
«Сравни карандаши по
длине»
«Какой длины
веревочки?»
«Игры с прищепками»
«Ощупывание елочных
игрушек» (игра на
развитие тактильного
восприятия)
«Праздник елки» (игра на
нанизывание)

5

6

7

8

Развитие тактильного восприятия, умения
выкладывать несложные плоскостные предметы в
горизонтальной плоскости; развитие мелкой
моторики пальцев рук, активизация словаря.
Научить различать предметы по высоте, развивать
мелкую моторику рук, закрепить название
геометрических фигур (квадрат).

Учить использовать знания о величине (высоте,
ширине) предметов в ходе практической
деятельности.
Научить различать предметы по высоте, развивать
мелкую моторику рук, закрепить название
геометрических фигур (квадрат).
Развивать внимание, логическое мышление,
воображение, мелкую моторику, речь. Учить
ориентироваться в пространстве.
Развивать внимание, логическое мышление,
воображение, мелкую моторику, речь. Учить
ориентироваться в пространстве.
Научить различать высоту предметов на картинках.
Закрепить названия геометрических фигур.

Научить различать предметы по длине, закрепить
основные цвета, развивать речь.

Развитие у ребенка умения различать на ощупь
продолговатые игрушки (сосульку, шишку) и
круглые (елочные шары).
Развитие мелкой моторики, координации движений.

1

Январь
«Игры с прищепками»

2

Игры с палочками
Кюизенера «Дом для
колобка» «Закрывай
окошечки»
«Построй елочку из
полосок разной длины»
«Работа с картинками.

3

4

5

6

7

1

2

3

Игры с палочками
Кюизенера «Серый волк»
«Медведь»
Определение параметра
длины»
«Проведи линию вдоль
длинной и короткой
дорожки»
«Какие дорожки?»
«Какая дорожка нужна
для фотографии
медвежонку, а какая для
змейки?»
«Раскрась широкую ленту
красным цветом, а узкую
– синим.
«Определи толщину»
«Какая это ткань?»
«Какой толщины
кирпичики?»
Февраль
«Построй ворота» «Какой
ствол?» «Разные книги»
«Где что стоит»
«Кто быстрее?»
«Далеко и близко»
«Какая посуда?»
«А что находится вверху?
А что находится внизу?»
«Где фигура?»
«Впереди – сзади»
«Справа – слева»

Способствовать развитию мелкой моторики.
Закрепить основные цвета, понятия «длинный»,
«короткий». Развитие тактильных ощущений.
Учить различать и называть цвет, размер, количество
предметов. Развивать мелкую моторику рук.

Научить различать длину с плоскими фигурами и на
картинках. Закрепить основные цвета.
Учить различать и называть цвет, размер, количество
предметов. Развивать мелкую моторику рук.
Научить различать длину с плоскими фигурами и на
картинках. Закрепить основные цвета.

Научить различать предметы по ширине, развивать
мелкую моторику рук, закрепить основные цвета.

Научить различать предметы по толщине (толстый и
тонкий).
Научить различать толщину на картинках.
Научить различать предметы по толщине (толстый и
тонкий).
Научить различать толщину на картинках.
Развивать мелкую моторику рук.
Научить воспринимать такие характеристики
пространства, как дальше, близко, здесь, там,
глубокий, мелкий.
Научить воспринимать такие характеристики
пространства, как верх, низ, справа, слева, впереди,
сзади.
Закрепить названия геометрических фигур.

4

«Выкладывание дорожки
в осеннем парке»

5

«Я по садику гуляла»
(игра на выкладывание)

6

«Что мальчик делает
утром, днем, вечером,
ночью?» «Что
перепуталось на
картинках?»
«Какое сейчас время
года? Почему ты так
думаешь?»
«В какое время года
нужны эти предметы?»
«Что перепуталось на
картинках?»
«Упражнения для рук»
«Упражнения для ног»
«Упражнения для головы
и туловища»
«Позы и движения»

7

8

Развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие
умения ориентироваться на листе бумаги (вверху,
внизу); активизация словаря.
Формирование у детей умения выполнять задания по
образцу; дальнейшее развитие умения
ориентироваться на плоскости и определять
местонахождение предметов; активизация словаря.
Научить воспринимать такие характеристики
времени, как время суток (утро, день, вечер, ночь).

Научить воспринимать такие характеристики
времени, как времена года (весна, лето, осень, зима).

Научить воспринимать позы и движения тела,
конечностей, головы.

1

Март
«Про маленькую капельку»

2

«Угадай, какой это предмет»
«Покажи на картинке, какой
предмет теплый, горячий,
холодный»
«Угадай на ощупь, из чего
сделан этот предмет?»
«Назови, какие предметы
гладкие, твердые, колючие».

3

4

5

«Угадай на ощупь, из чего
сделан этот предмет?»
«Назови, какие предметы
мокрые, сухие, скользкие,
мягкие, тяжелые».
«Вспомните вкус этих
продуктов и назовите его»
«Закрой глаза и угадай, что я
тебе дала попробовать»

Познакомить со свойством воды (горячая,
холодная, чистая, грязная, прозрачная).
Развитие тактильных ощущений.
Научить ребенка воспринимать свойства
предметов с помощью таких органов чувств,
как осязание, вкусовые, обонятельные и
слуховые.
Дать представления о таких качествах
поверхности, как гладкая, колючая, шершавая,
мягкая, твердая, скользкая, сухая и мокрая,
пушистая.
Дать представления о таких качествах
поверхности, как гладкая, колючая, шершавая,
мягкая, твердая, скользкая, сухая и мокрая,
пушистая.
Дать детям представление о четырех вкусовых
эталонах: кислое, сладкое, горькое, соленое.
Показать, как осторожно надо пробовать
незнакомые продукты (кончиком языка, губами,

6

7

8

1

2

растирая их на языке, «прислушиваться» к
своим ощущениям.
«Понюхайте эти предметы»
Дать ребенку понюхать разнообразные
«Постарайтесь вспомнить, как предметы и описать свои ощущения. Показать,
пахнут эти предметы»
как нужно осторожно нюхать незнакомые
«Закрой глаза и угадай предмет предметы.
по запаху»
«Как звучат музыкальные
Дать представление о громком и тихом звуке.
инструменты (громко, тихо)»
Научить слушать разные шумы, эмоционально
«Покажи, как поют птички,
на них реагировать, прислушиваться,
кричат животные, шумят
защищаться от громкого и неприятного шума
машины»
руками.
Учить чередовать бусы по цвету. Закрепить
«Бусы для мамочки»
основные цвета, названия геометрических
фигур. Продолжать закреплять знания детей о
количестве, о качестве предметов.
Апрель
«Собери
Научить ребенка узнавать предмет по его
разрезанную фигуру» «Собери отдельным свойствам и частям. Закрепить
разрезанную открытку» «На
названия геометрических фигур.
какую игрушку похожа
фигура»
«Парные картинки»
Учить находить одинаковые изображения;
«Собери целое»
развивать внимание.
Учить собирать целый предмет из отдельных
частей, развивать мышление.

3

«Разрезные картинки (обувь)»

4

«Разрезные картинки
(одежда)»
«Узнай предмет на ощупь»
«Узнай предмет по контуру»
«Узнай предмет по деталям»
«Чего не хватает у предмета»
«Что вы видите на рисунке?»
«Найди похожие предметы»
«Чем похожи снежные бабы?
Чем различны?»
«Найди похожие облака»
«Рассматривание картины»
«Беседа по картине»
«Сюжетная игра»
«Чтение сказки (рассказа,
стихотворения)»
«Беседа о прочитанном»

5

6

7

8

Учить восприятию целостного графического
образа; развивать внимание
Учить восприятию целостного графического
образа; развивать внимание, память.
Научить узнавать предмет на ощупь, по
контуру, по деталям, по картинке.

Научить узнавать общее и различное.

Научить ребенка воспринимать иллюстрации
как целостный сюжет, в котором заложен
смысл.
Научить ребенка воспринимать литературные
произведения: сюжет, героев, события.

1

2

3

4

5

6

«Кукольный театр»
Май
«Что происходит на
картинке?» «Определи
настроение»
«Снежки»
«Лисичка подслушивает»
«Прогулка в парк»
«Беседа о прогулке»
«Расскажи об этих животных»
«Назови этих животных»
«Угадай, о каком животном
здесь говорится?»
«Угадай, о каком цветочке
здесь говорится?»
«Угадай, какое время года?»
«Угадай, о какой птичке я
расскажу!»
«Различи звук и мелодию»
«Какой у инструмента голос,
тембр»
«Сила звука»
«Высота звука»

7

«Дом для куклы»

8

«Пуговицы для платья»

Научить ребенка понимать взаимоотношения
людей по поступкам, жестам, позам и мимике.

Научить детей воспринимать явления живой и
неживой природы в условиях развития и
изменения их свойств в разных состояниях.
Научить детей видеть разные стороны
животных и растений

Научить детей видеть разные стороны
животных и растений

Научить детей воспринимать и правильно
реагировать на музыку в соответствии с ее
характером и принятыми способами.
Научить детей воспринимать и правильно
реагировать на музыку в соответствии с ее
характером и принятыми способами.
Формировать умение ставить кубик на кубик;
развивать умение различать и называть
основные формы строительного материала
(кубики, кирпичики), понимать слово «такой»;
активизировать словарь понятиями «высокий»,
«ровный». Закреплять представление о цвете,
величине (узкий).
Развивать умение различать и называть
основные цвета, отделять маленькие кусочки от
большого куска пластилина, умение
располагать комочки на ограниченном
пространстве; учить называть существенные
детали и части предметов (рукава, воротник,
пояс, карманы, рюшка, юбка, кофта, пуговицы).

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

на
нач.,
кон.у
ч.г

на
нач.,
кон.у
ч.г

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Условные обозначения:
1(высокий),
2(средний),
3(низкий).
Критерии оценки уровня усвоения программного материала

на
нач.,
кон.у
ч.г

на
нач.,
кон.у
ч.г

на
нач.,
кон.у
ч.г

на
нач.,
кон.у
ч.г

на кон.г.ода

особых
свойств
предмет
ов
целостно

на
нач.,
кон.у
ч.г

на нач г.ода

движени
йи
позы

на
нач.,
кон.у
ч.г

музыки

времени

нана
ч.,
кон.у
ч.г

ды

простра
нства

на
нач.,
кон.у
ч.г

ных
явле
ний
приро

величи
ны

на
нач.,
кон.у
ч.г

го
предмет
а
социаль

цвета

гр.
формы

№
п.п

ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ЗА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Ф И ребенка
Уровень
№
ВОСПРИЯТИЕ

1: Ребенок активно взаимодействует со взрослым. Правильно отвечает на поставленные
вопросы.С небольшой помощью взрослого справляется с заданием.
2: Ребенок при небольшой подсказке уверенно выполняет все задания.
3: Ребенок справляется с заданием при активной помощи взрослого.

•
•
•
•
•
•

•

•

•

•

•
•

•
•

НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ;
Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 года №
696-з;
Конституция Республики Башкортостан (24.12.1993);
Конституция Российской Федерации (12.12.1993);
Конвенция о правах ребенка (утверждена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989г.);
СанПиН 2.4.1.3049-13, СанПиН 2.1.2.1188-03, "Санитарно- эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013
года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. N
06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей»;
Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к
максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах
обучения».
Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей»
Устав дошкольного учреждения.
Библиография
Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208
Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики).
/М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002. - 144 с.

•
•
•
•

•
•

•
•

•
•
•

•
•
•
•
•

•
•

Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели).
Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты
занятий. Т.В.Высокова. – Волгоград: «Учитель», 2011. – 79 с.
Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические
рекомендации. – 2-е изд. испр. и доп. / Г.Г.Колосс. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста :
пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. –
М.: Просвещение, 2007. – 80 с.
Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] /
И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для
преподавателей и родителей. / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ
Сфера, 2008. – 96 с.
Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М. В.
Богуславский, Г. Б. Корнетов. / М.Монтессори. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2005. – 272
Оптимизация многоуровневой подготовки специалистов дошкольного образования.
/Сборник научных статей по материалам II Всероссийского координационного
семинара-совещания по многоуровневой подготовке специалистов дошкольного
образования: 29-30 мая 2009г. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. – 240 с.
Пастюк, О. В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах. /О.В.Пастюк – Ростов н/Д.:
Феникс, 2009. – 196 с.
Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников. – М.: ВАКО 2010. (Дошкольники:
учим, развиваем, воспитываем).
Пилюгина, Э. Г. Игры, занятия с малышом от рождения до трех лет. Развитие
восприятия цвета, формы и величины. / Э.Г.Пилюгина. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. –
120 с.
Семенова Н.Г. Чудо кубики. «Сложи узор» Альбом заданий от 2 до 5 лет. Санкт –
Петербург.
Финкельштейн Б.Б. Дом с колокольчиком. Палочки Кюизенера. Для детей 2-3 лет, 3-5
лет. Санкт – Петербург.
Финкельштейн Б.Б. Блоки Дьенеша для самых маленьких. Санкт – Петербург. Янушко,
Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. (1-3 года).
Методическое пособие для воспитателей и родителей. / Е.А.Янушко. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2010. – 72 с.
Янушко, Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года).
Методическое пособие для воспитателей и родителей. / Е.А.Янушко. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2007. – 56 с.
Интернет ресурсы: Федеральный портал «Дополнительное образование детей»
http://www.vidod.edu.ru
sparta @ novgorod. net


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».