Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка- детский сад № 4» городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан Краткая презентация образовательной программы дошкольного образования (ОП ДО) МАДОУ ЦРР- д/с №4 Межгорье 2024 Образовательная программа ДО дошкольного образовательного учреждения – локальный нормативный акт, определяющий содержание дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении Программа разработана на основе: ✓ Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО), ✓ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) ✓ с учетом нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к условиям организации дошкольного образования, а также в соответствии с федеральными, региональными, муниципальными и институциональными нормативными документами и локальными нормативными актами: https://skazka4.tvoysadik.ru/?section_id=1285 Программа направлена на выполнение Указов Президента Российской Федерации: ✓от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», ✓от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», ✓от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», ✓от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» Программа воспитания Разработана • на основе ФОП ДО, • требований Федерального закона № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», • с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. • с учетом региональной специфики реализации Стратегии развития воспитания в регионе. Программа отражает интересы и запросы участников образовательных отношений: • ребенка, признавая приоритетную роль его личностного развития на основе возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей; • родителей ребенка (законных представителей) и значимых для ребенка взрослых; • государства и общества. Образовательная программа дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 4» городского округа закрытое административно- территориальное образование Межгорье Республики Башкортостан спроектирована составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, Федеральной образовательной программой дошкольного образования, особенностями образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей обучающихся и запросов родителей (законных представителей). Программа направлена на создание условий развития ребёнка с 2 до 7 лет, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Программа включает четыре раздела: целевой, содержательный, организационный и дополнительный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть). Обязательная часть Программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях: 1. Социально-коммуникативное развитие 2. Познавательное развитие 3. Речевое развитие 4. Художественно-эстетическое развитие 5. Физическое развитие Цель Программы - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций (п.41.1. ФОП ДО). Задачи разработаны на основе ФГОС ДО (п.1.6. ФГОС ДО), уточнены и расширены в ФОП ДО. Новые задачи (п.14.2. ФОП ДО) • обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО; • приобщение детей к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; • построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития. Программа позволяет реализовать: 1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами; 2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; 3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания. 4) следует отметить, что в контингент обучающихся, охваченных дошкольным образованием МАДОУ ЦРР-д/с №4 городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, входят дети с особыми образовательными потребностями. Для них функционирует комбинированная группа разработаны индивидуальные маршруты развития. Программа состоит из вариативная часть, обязательная инвариантная (часть А) формируемая участниками образовательных отношений (часть Б) Программа отражает интересы и запросы участников образовательных отношений: • ребенка, признавая приоритетную роль его личностного развития на основе возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей; • родителей ребенка (законных представителей) и значимых для ребенка взрослых; • государства и общества. Программа обеспечивает физическое и психическое развитие детей в различных видах деятельности Структура ОП ДО МАДОУ ЦРР- д/с №4 Общие положения: 1. Целевой раздел Содержит: ➢ цели, задачи, принципы ФОП ➢ планируемые результаты освоения ФОП в разные периоды детства ➢ подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов Раскрывают назначение ОП ДО статус и особенности ОП, содержание разделов (целевого, содержательного и организационного) 2. Содержательный раздел Включает: ➢ задачи и содержание образовательной деятельности по образовательным областям во всех возрастных группах ➢ направления и задачи КРР ➢рабочую программу воспитания ➢ иные материалы 3. Организационный раздел Содержит: ➢ психологопедагогические, кадровые условия, МТО ➢ примерный режим дня ➢ примерный перечень произведений искусства ➢ примерный календарный план воспитательной работы ОП ДО включает - рабочая программа воспитания, - примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, - календарный план воспитательной работы. Учебно-методическая документация Иные компоненты планируемые результаты реализации программы, - педагогическая диагностика достижения планируемых результатов, - задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям, - вариативные формы, способы, методы реализации Программы, - особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, - способы и направления поддержки детской инициативы, - особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся, - Программы на основе которых разработана ОП ДО МАДОУ ЦРР- д/с №4: • Федеральная образовательная программа дошкольного образования, приказ №1028 от 25.11.2022г. Министерство просвещения Российской Федерации. Парциальные программы: • Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева 2-е изд. — СПб. ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2016. — 304 с. • Парциальная программа «Земля отцов» Р.Х.Гасанова Программы, и методические пособия, необходимые для организации образовательного процесса по ОП ДО: • «Оскон» Азнабаева Ф.Г., Нафикова З.Г. • Я-ты-мы» программа социально-эмоционального развития О.Л. Князева • Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С.Ушакова • Программа физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста «Театр физического воспитания » Н.Н.Ефименко • Программа «Юный эколог» С.Н.Николаева Специальные программы: • Н.В. Нищева «Примерная адаптированная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет», изд.3, СПБ» Детство-пресс», 2015г. • Т.Б. Филичева. Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Лагутина Коррекция нарушений речи, Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи / -5-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 207 с. • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с фонетикофонематическим недоразвитием», М., 1993 Нищева Н.В. Вариативная часть отражает развитие детей в социальнокоммуникативном, познавательном направлении. Выбор данного направления для части, формируемой участниками образовательных отношений, соответствует потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива. Направления обучения и воспитания – образовательные области: • «Физическое развитие» • «Социально – коммуникативное развитие» • «Познавательное развитие» • «Речевое развитие» • «Художественно – эстетическое развитие» • • • • Образовательная деятельность в ДОУ включает: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО (п.24.1. ФОП ДО). материальнотехнические кадровые финансовые Условия реализации Программы психологопедагогические развивающая предметно-пространственная среда Концептуальные положения воспитательной системы ДОУ Воспитание детей отражено в рабочей программе воспитания, которая является компонентом образовательной программы дошкольного образования МАДОУ ЦРР- д/с №4 городского округа закрытое административнотерриториальное образование город Межгорье Республики Башкортостан и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности: • формирование общей культуры, духовно-нравственных ценностей, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, • создание комфортных, безопасных условий для всестороннего развития, воспитания детей, их успешной социализации, • сплочение и консолидация коллектива ДОУ, укрепление социальной солидарности, повышение доверия личности, к жизни в России, согражданам, коллегам, обществу, настоящему и будущему малой Родины, Российской Федерации, на основе базовых ценностей Российского гражданского общества и развитие у подрастающего поколения навыков позитивной социализации Общая цель воспитания в ДОУ - личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает: - формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения; - формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, себе; - становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами (п..29.2.1.1 ФОП ДО) Общие задачи воспитания : 1. содействовать развитию личности , основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом: 2. способствовать становлению нравственности , основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести: 3. создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию 4. осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создание воспитывающих общностей. (п.29.2.1.2 ФОП ДО). Характеристика взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников Цели взаимодействия: ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ Задачи взаимодействия: ✓ Информирование родителей и общественности Обеспечение единства подходов к относительно целей дошкольного образования, воспитанию и обучению детей в общих для всего образовательного пространства условиях ДОО и семьи; повышение РФ, о мерах господдержки семьям, имеющим детей воспитательного потенциала семьи. дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОУ. Обеспечение психологопедагогической поддержки семьи и ✓ Просвещение родителей, повышение их правовой, повышение компетентности психолого-педагогической компетентности в родителей в вопросах образования, вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей. охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и ✓ Создание условий для развития ответственного и дошкольного возраста. осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи. Принципы взаимодействия: ✓ Построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских Приоритет семьи в воспитании, отношений с родителями детей младенческого, обучении и развитии ребенка раннего и дошкольного возраста для решения Открытость образовательных задач. Индивидуально-дифференцированный ✓ Вовлечение родителей в образовательный процесс. подход Возрастосообразность Организационный раздел ОП ДО МАДОУ ЦРР- д/с №4 содержит описание материально- технического обеспечения Программы, перечень художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметно-пространственнойсреды. Дополнительный раздел представляет собой данную краткую презентацию программы. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 13) в Программе отсутствует информация, наносящая вред физическому или психическому здоровью воспитанников ипротиворечащая Российскому законодательству.