"Буллинг в детском саду. Что это? "

17.12.2019

"Буллинг в детском саду. Что это? "


Буллинг –  это система детского насилия,  реализуемого в пространстве организованного или неорганизованного детского сообщества, например в группе детского сада.

В этой системе определяются роли обидчиков  (притеснителей),  обижаемых (притесняемых) и наблюдателей – взрослых и детей. Таким образом,  каждая ситуация буллинга, может раскрываться одновременно в трех плоскостях: насильственности, жертвенности, пассивного наблюдения.

Соответственно этому ставятся вопросы о том,  кто такие юные насильники и их юные жертвы?  Какие условия способствуют появлению тех и других? Как дети становятся насильниками и жертвами?  

Ответы на вопросы выглядят следующим образом:Потенциально жертвой или насильником может стать любой ребёнок при стечении определенных жизненных обстоятельств. Тем не менее, юные насильники - это преимущественно уверенные в себе, склонные  к доминированию и подчинению других,  морально и физически сильные дети. Кто круче, сильнее, наглее – тот и прав. В противоположность этому жертвы –  обычно те дети,  которым свойственны крайняя неуверенность в себе,  особая чувствительность к жизненным стрессам,  неспособность сопротивляться насилию, неумение постоять за себя и склонность к подчинению.• 

 Условия возникновения буллинга предполагают:

✓ Предшествующие обстоятельства.  Например,  появление в группе проблемного и агрессивного ребёнка.

✓ Запускающие моменты. Например, конфликт между двумя воспитанниками.

✓ Внешние поводы,  исполняющие роль формальных провокаторов: особенности детей – потенциальных жертв:

✓ По внешнему виду:  полные,  худые,  высокие,  низкие,  имеющие веснушки и родимые пятна,  аномалии –  неправильный прикус,  косоглазие,  парезы,  костные деформации и т.д.

✓ По манере речи и поведению: шепелявость, заикание, косноязычие, эффект речевой каши; гиперактивные, заторможенные, замкнутые, провоцирующие.

✓ По имиджу: нелепо одевающиеся, пользующиеся старыми вещами, запущенные и грязные.

✓ По наличию функциональных недостатков:  приступов,  истерик,  страхов, навязчивостей,  затяжных плачей, «глаза на мокром месте»,  непроизвольное отхождение газов при метеоризме, энурез, слабое зрения  («очкарик»).

✓ По результатам достижений:  слабый ученик, неумеха, неспособный к занятиям,  недисциплинированный, ( в группе детского сада данный пункт во многом зависит от отношения взрослого к ребёнку) 

✓ По социальному происхождению:  богач -  бедняк,   из благополучной семьи или неблагополучной,  из полной семьи –  от матери-  одиночки,  семейный ребенок – сирота и т.д.

✓ По этнокультурным особенностям: иной религии, иной расы, иных возможностей в полноценном владении языком и культурой новой родины.

✓Мотивынасильника:   наказать,  отомстить,   удивить,   поразить,  разрядиться, «приколоться», показать преимущество, специально унизить, запугать.

Дополнительныефакторы:  образовательная,  коммуникативная,  дисциплинарная и общая неадаптивность в дошкольном учреждении, сложная семейная ситуация, воспитательская неадекватность,  обремененность поведенческими нарушениями,  психическими расстройствами и соматическими заболеваниями,  потребность в особых нуждах.Хочу такой сайт

•  Что    необходимо для окончательного становления буллинга и закрепления ролей насильника и жертвы:  

✓ Жертва неспособна к сопротивлению, она полностью беззащитна, она принуждаема  

✓ Поддерживающие роль сторонних наблюдателей взрослые не вмешиваются в ситуацию буллинга или по незнанию,  или от неумения,  или по идейным соображениям. Или плохо вмешиваются, имитируют деятельность.

✓ Дети –  пассивные наблюдатели.  В душе сочувствуют жертве,  но одновременно радуются, что это происходит не с ними...

 ✓ Мотивация насильника должна сохраняться продолжительное время.

Каждый раз,  говоря о процессе буллинга,  нужно помнить,  что обычно речь не идёт о единственных детях,  пострадавших от насилия.  Они могут очень быстро перевестись родителями в другие коллективы,  и для них этот процесс будет прерван.  Но буллинг -  это система,  это своеобразная социально- психологическая  «зараза»  в детском сообществе. И на место ушедшей жертвы обязательно, рано или поздно, станет другая. И это будет происходить столько времени,  сколько не будут предприниматься реальные меры в отношении буллинга взрослыми.  

•  Принципы работы с проблемой буллинга:

1.  Конфиденциальность.

2.  Этапность  (изучение ситуации,  подготовка сообщества,  согласие

участников, выработка программы помощи, её реализация и оценка).

3. Отказ от обвинений кого- либо из взрослых в допущении случаев буллинга.

4.  Категорический запрет на любое насилие в группе («Скажи насилию нет!»).

5.  Комплексность (учет всех аспектов).

6. Междисциплинарный (представители разных профессий) принцип работы.

7.  Индивидуальный подход в каждом случае буллинга.

8. Смещение акцента для обидчиков с наказания на их реабилитацию  (за исключением опасности для других и нарушителей закона).

Пространство детской жестокости в сообществах обширно.  Её проявления различны. Тем не менее,  стратегия профилактики предполагает ежедневную, кропотливую работу на всех уровнях жизни общества. А начинается все тогда, когда ребёнок попадает в первый в своей жизни детский коллектив и пытается выстраивать отношения/подчинять себе вокруг копошащихся детишек...

 

 Как защитится от кибербуллинга.pdf (скачать) (посмотреть)

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».