25.02.2020
Нетрадиционные техники рисования. Смешанные техники
Вот они будут наиболее нетрадиционными у детей дошкольного возраста. Использовали ли вы раньше в рисовании нитки, крупу, клей, соль? Если да – браво! Вашим детям повезло. А если нет – еще не все потеряно. Пробуйте. На моих занятиях «на ура» идут именно смешанные техники. Мало кто к ним остается равнодушным.
Итак, приступим:
1. Рисование свечой.
Занятие я обычно начинаю так: раскрашиваю, вывешенный на доске альбомный лист любой темной краской. А на нем появляется или белая снежинка (если на улице зима), или листочек. «Как это?» Но, конечно, эта снежинка была заранее нарисована мною свечой. Покажите своему ребенку такой фокус.
В этой технике мы обычно рисуем звездное небо. Для этого лист нужно сначала раскрасить цветными карандашами. Потом свечой нарисовать звезды. Затем закрашиваем темным цветом акварельными красками (гуашь закрашивает свечу, поэтому ее не используем). Получаются на темном небе разноцветные переливающиеся звезды. Если ребята успевают, то вторую работу выполняют самостоятельно. Это и ежики, и медведи, и зайчики, у них свечой рисуется шерстка.
2. Ниткопись.
Альбомный лист приготовим для работы – согнем его пополам и разогнем. На газетном листочке растягиваем кусочек нитки (30-50 см). Раскрашиваем его каким-нибудь цветом. На кисточку берем много воды и много краски. Хвостики оставляем не раскрашенными. Берем за хвостики раскрашенную нитку. Раскладываем каким-нибудь узором на одной половинке альбомного листа. Хвостики оставляем свисающими с листа. Закрываем второй половинкой. Крепко одной ладошкой нажимаем, а другой вытягиваем нитку за хвостики. Вытянули. Раскрыли – а там… Красота. Повторяем снова.
Не у всех с первого раза получится изображение какого-то предмета. Но салют получится в любом случае. Для начала помогите ребенку придумать, на что это похоже. Потом он сам быстро это освоит.
В этой технике можно нарисовать цветы, человечков, птичек.
3. Оригами.
Все знакомы с этой техникой. Примеры складывания я выкладывать не буду, вы их без труда найдете в интернете. Я хочу рассказать, как можно эту технику еще использовать.
Нарисуем летний пейзаж или осенний, он куда ярче и красочней, я имею в виду период золотой осени. Пока пейзаж сохнет, сложите в технике оригами птичек. Одну вы, а другую ребенок. И наклейте их на фон.
Другой вариант: выполните в технике оригами машину – наклейте ее на нарисованную улицу.
Еще вариант: в технике оригами сложите голову человека. Черты лица рисуем фломастерами. Наклеиваем голову в верхней части лица. А туловище, одежду дорисовываем карандашами или фломастерами.
4. Рисование манной крупой.
Эта работа растянется на два дня. В первый день: альбомный лист смазываем клеем ПВА и посыпаемманной крупой.Остатки ссыпаем. Клею надо дать высохнуть. Дня ему хватит. А на следующий день по приклеенной крупе рисуем кисточкой и акварельными красками. Рисуем примакивая, если размазывать, то крупа может осыпаться. Если брать больше воды, то цветовое пятно расплывется больше и будет бледным. Если взять немного воды, то цвет будет ярче и не расплывется. Оба эти приема можно использовать, смотря, что вы будете рисовать.
Лучше всего получаются пейзажи. А особенно осенний.
Другой вариант: карандашом на листе рисуем контур какого-то предмета, например, котенка, медвежонка, зайчонка. И клеем смазываем только внутри контура. Посыпаем крупой. На следующий день раскрашиваем рисунок. Если нужно нарисовать какие-то мелкие детали более четко, нужно подождать, когда первый слой краски высохнет. А потом рисовать, беря небольшое количество воды.
5. Рисование клеем.
Имеется в виду клей ПВА. Эта работа так же растянется на два дня. Мы обычно в данной технике выполняем рамочки и открытки. Для рамочки обводим шаблон. Простым карандашом рисуем узор или любой другой рисунок. Потом этот рисунок обводим клеем ПВА. Нужен клей во флакончике с носиком с маленькой дырочкой, чтобы при выдавливании он ложился «колбаской» и не растекался. На следующий день, когда клей высохнет, раскрашиваем работу краской. Лучше взять гуашь, т.к. акварель слишком прозрачная и клей будет видно.
6. Рисование зубной щеткой.
Сразу оговорюсь, что данная техника нравится не всем. Но при рисовании некоторых предметов, она просто не заменима. Поэтому о ней тоже скажем. Рисуя зубной щеткой, обмакнув ее, так же как и кисточку, в краску, получается действительно пушистая елка, волны на море, лохматое животное. Кисточкой такого эффекта будет добиться ой как сложно.
7. Рисование солью.
Выполняем сначала рисунок простым карандашом. Раскрашиваем акварельными красками небольшой участок рисунка. Посыпаем солью. Соль впитывает лишнюю воду и прилипает к листу. Лишнюю соль стряхиваем. Продолжаем работу в том же духе до конца. Использование соли дает необычный эффект. Попробуйте – увидите.
Все дети разные, разным детям понравятся или не понравятся разные техники. Но чтобы узнать, что понравиться, нужно попробовать все. Ведь это здорово, когда ребенок рисует сам. Но чтобы начал рисовать сам, ему нужно предложить некоторый арсенал техник для творчества.