05.12.2016
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации
от «18» октября 2013 г. № 544н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Педагог
(педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем,
среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель)
1 |
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Дошкольное образование Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее образование |
|
01.001 |
|||
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
||||
Основная цель вида профессиональной деятельности: |
|||||
Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение) |
|||||
Группа занятий: |
|||||
Преподаватели в средней школе |
Персонал дошкольного воспитания и образования |
||||
Преподаватели в системе специального образования |
Преподавательский персонал специального обучения |
||||
Преподавательский персонал начального образования |
|
|
|||
(код ОКЗ[1]) |
(наименование) |
(код
ОКЗ) |
(наименование) |
||
Отнесение к видам экономической деятельности: |
|||||
80.10.1. |
Услуги в области дошкольного и начального общего образования |
||||
80.21.1. |
Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования |
||||
(код
КВЭД[2]) |
(наименование вида экономической деятельности) |
||||
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной
деятельности) |
|||||
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень
квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень)
квалификации |
A |
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
6 |
Общепедагогическая функция. Обучение |
A/01.6 |
6 |
Воспитательная деятельность |
A/02.6 |
6 |
|||
Развивающая деятельность |
A/03.6 |
6 |
|||
B |
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ |
5-6 |
Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования |
B/01.5 |
5 |
Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования |
B/02.6 |
6 |
|||
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования |
B/03.6 |
6 |
|||
Модуль «Предметное обучение. Математика» |
B/04.6 |
6 |
|||
Модуль «Предметное обучение. Русский язык» |
B/05.6 |
6 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций |
|||||||||||
3.1. Обобщенная трудовая
функция |
|||||||||||
Наименование |
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в
образовательных организациях
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования |
Код |
А |
Уровень
квалификации |
6 |
||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
||||||
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||||
|
|||||||||||
Возможные
наименования должностей |
Учитель, Воспитатель |
||||||||||
|
|||||||||||
Требования к образованию и обучению |
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации |
||||||||||
Требования к опыту практической работы |
Требования к опыту практической работы не предъявляются |
||||||||||
Особые условия допуска к работе |
К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем |
||||||||||
Дополнительные характеристики |
|||||||||||
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
|||||||||
ОКЗ |
Преподаватели в средней школе |
||||||||||
Преподаватели в системе специального образования |
|||||||||||
Преподавательский персонал начального образования |
|||||||||||
Персонал дошкольного воспитания и образования |
|||||||||||
Преподавательский персонал специального обучения |
|||||||||||
ЕКС[iii] |
- |
Учитель Воспитатель |
|||||||||
ОКСО[iv] |
050000 |
Образование и педагогика |
|||||||||
3.1.1. Трудовая функция |
||||||||||
Наименование |
Общепедагогическая функция. Обучение |
Код |
A/01.6 |
Уровень (подуровень)
квалификации |
6 |
|||||
|
||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||
|
Код
оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
||||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия |
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы |
|||||||||
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
||||||||||
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды |
||||||||||
Планирование и проведение учебных занятий |
||||||||||
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению |
||||||||||
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися |
||||||||||
Формирование универсальных учебных действий |
||||||||||
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ) |
||||||||||
Формирование мотивации к обучению |
||||||||||
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей |
||||||||||
Необходимые умения |
Владеть формами и
методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная
деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. |
|||||||||
Объективно оценивать
знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в
соответствии с реальными учебными возможностями детей |
||||||||||
Разрабатывать
(осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии,
основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и
виртуальной среде |
||||||||||
Использовать и
апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в
образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями
в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не
является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
||||||||||
Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) |
||||||||||
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона |
||||||||||
Необходимые знания |
Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке |
|||||||||
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества |
||||||||||
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики |
||||||||||
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях |
||||||||||
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения |
||||||||||
Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий |
||||||||||
Рабочая программа и методика обучения по данному предмету |
||||||||||
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства |
||||||||||
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи |
||||||||||
Конвенция о правах ребенка |
||||||||||
Трудовое законодательство |
||||||||||
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
|||||||||
3.1.2. Трудовая функция |
||||||||||
Наименование |
Воспитательная деятельность |
Код |
A/02.6 |
Уровень
(подуровень) квалификации |
6 |
|||||
Происхождение
трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано
из оригинала |
|
|
|||||
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального
стандарта |
||||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия |
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды |
|||||||||
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности |
||||||||||
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера |
||||||||||
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации |
||||||||||
Проектирование и реализация воспитательных программ |
||||||||||
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) |
||||||||||
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) |
||||||||||
Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления |
||||||||||
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации |
||||||||||
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни |
||||||||||
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде |
||||||||||
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка |
||||||||||
Необходимые умения |
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей |
|||||||||
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их |
||||||||||
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников |
||||||||||
Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность |
||||||||||
Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу |
||||||||||
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях |
||||||||||
Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися |
||||||||||
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п. |
||||||||||
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач |
||||||||||
Необходимые знания |
Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
|||||||||
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества |
||||||||||
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях |
||||||||||
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики |
||||||||||
Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки |
||||||||||
Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий |
||||||||||
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций) |
||||||||||
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
|||||||||
3.1.3. Трудовая функция |
||||||||
Наименование |
Развивающая деятельность |
Код |
A/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
|||
|
||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||
|
|
Код
оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||
|
|
|||||||
Трудовые действия |
Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития |
|||||||
Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе |
||||||||
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка |
||||||||
Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью |
||||||||
Оказание адресной помощи обучающимся |
||||||||
Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума |
||||||||
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка |
||||||||
Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу |
||||||||
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни |
||||||||
Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения |
||||||||
Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся |
||||||||
Необходимые умения |
Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья |
|||||||
Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий |
||||||||
Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ |
||||||||
Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) |
||||||||
Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося |
||||||||
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся |
||||||||
Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся |
||||||||
Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик |
||||||||
Формировать детско-взрослые сообщества |
||||||||
Необходимые знания |
Педагогические закономерности организации образовательного процесса |
|||||||
Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития |
||||||||
Теория и технологии
учета возрастных особенностей обучающихся |
||||||||
Закономерности
формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических
особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ |
||||||||
Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью |
||||||||
Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей |
||||||||
Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ |
||||||||
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
|||||||
3.2. Обобщенная трудовая
функция
|
||||||||||||
Наименование |
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации |
Код |
B |
Уровень квалификации |
5 – 6 |
|||||||
|
||||||||||||
Происхождение
обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано
из оригинала |
|
|
|||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||||
Возможные
наименования должностей |
Учитель, Воспитатель |
|||||||||||
|
||||||||||||
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации |
|||||||||||
Требования
к опыту практической работы |
Требования к опыту практической работы не предъявляются |
|||||||||||
Особые
условия допуска к работе |
К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем |
|||||||||||
Дополнительные характеристики |
||||||||||||
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
||||||||||
ОКЗ |
Преподаватели в средней школе |
|||||||||||
Преподаватели в системе специального образования |
||||||||||||
Преподавательский персонал начального образования |
||||||||||||
Персонал дошкольного воспитания и образования |
||||||||||||
Преподавательский персонал специального обучения |
||||||||||||
ЕКС |
- |
Учитель Воспитатель |
||||||||||
ОКСО |
050000 |
Образование и педагогика |
||||||||||
3.2.1.
Трудовая функция |
||||||||||
Наименование |
Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования |
Код |
B/01.5 |
Уровень
(подуровень) квалификации |
5 |
|||||
|
||||||||||
Происхождение
трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано
из оригинала |
|
|
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального
стандарта |
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия |
Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования |
|||||||||
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации |
||||||||||
Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами |
||||||||||
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста |
||||||||||
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста |
||||||||||
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями |
||||||||||
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития |
||||||||||
Формирование психологической готовности к школьному обучению |
||||||||||
Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья |
||||||||||
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства |
||||||||||
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов |
||||||||||
Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности |
||||||||||
Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей |
||||||||||
Необходимые умения |
Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства |
|||||||||
Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации |
||||||||||
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения |
||||||||||
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской) |
||||||||||
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения |
||||||||||
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста |
||||||||||
Необходимые знания |
Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста |
|||||||||
Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания |
||||||||||
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте |
||||||||||
Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте |
||||||||||
Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста |
||||||||||
Современные тенденции развития дошкольного образования |
||||||||||
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
|||||||||
3.2.2.
Трудовая функция |
||||||||||
Наименование |
Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования |
Код |
B/02.6 |
Уровень
(подуровень) квалификации |
6 |
|||||
|
||||||||||
Происхождение
трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано
из оригинала |
|
|
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального
стандарта |
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия |
Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной |
|||||||||
Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе |
||||||||||
Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования |
||||||||||
Объективная
оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности
индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а
также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек |
||||||||||
Организация
учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития
первоклассника |
||||||||||
Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек |
||||||||||
Проведение в
четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий
по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному
процессу в основной школе |
||||||||||
Необходимые умения |
Реагировать на
непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними
серьезные личные проблемы |
|||||||||
Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания |
||||||||||
Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования |
||||||||||
Необходимые знания |
Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов |
|||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ |
||||||||||
Дидактические
основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных
технологий |
||||||||||
Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях |
||||||||||
Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования |
||||||||||
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
|||||||||
3.2.3. Трудовая функция |
||||||||||
Наименование |
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования |
Код |
B/03.6 |
Уровень
(подуровень) квалификации |
6 |
|||||
|
||||||||||
Происхождение
трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано
из оригинала |
|
|
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального
стандарта |
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия |
Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира |
|||||||||
Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития |
||||||||||
Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся |
||||||||||
Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования |
||||||||||
Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения |
||||||||||
Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения |
||||||||||
Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др. |
||||||||||
Необходимые умения |
Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы |
|||||||||
Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения |
||||||||||
Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой |
||||||||||
Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение |
||||||||||
Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую |
||||||||||
Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности |
||||||||||
Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе |
||||||||||
Использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся) |
||||||||||
Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования |
||||||||||
Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием |
||||||||||
Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции |
||||||||||
Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками |
||||||||||
Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения |
||||||||||
Необходимые знания |
Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета) |
|||||||||
Программы и учебники по преподаваемому предмету |
||||||||||
Теория и методы управления образовательными системами, методика учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности |
||||||||||
Современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся |
||||||||||
Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения |
||||||||||
Основы экологии, экономики, социологии |
||||||||||
Правила внутреннего распорядка |
||||||||||
Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды |
||||||||||
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
|||||||||
3.2.4. Трудовая функция |
||||||||||
Наименование |
Модуль «Предметное обучение. Математика» |
Код |
B/04.6 |
Уровень
(подуровень) квалификации |
6 |
|||||
|
||||||||||
Происхождение
трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано
из оригинала |
|
|
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального
стандарта |
|||||||
Трудовые действия |
Формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность |
|||||||||
Формирование способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств |
||||||||||
Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики |
||||||||||
Формирование внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный образ) |
||||||||||
Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример |
||||||||||
Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий |
||||||||||
Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например – вычисления) |
||||||||||
Формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики |
||||||||||
Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно |
||||||||||
Формирование способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам |
||||||||||
Сотрудничество с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и др. |
||||||||||
Развитие инициативы обучающихся по использованию математики |
||||||||||
Профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации |
||||||||||
Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов |
||||||||||
Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях |
||||||||||
Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся |
||||||||||
Предоставление информации о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий |
||||||||||
Консультирование обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания математики |
||||||||||
Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания |
||||||||||
Выявление совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных данных |
||||||||||
Формирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения |
||||||||||
Формирование представлений обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или специальности |
||||||||||
Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения |
||||||||||
Необходимые умения |
Совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся |
|||||||||
Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения |
||||||||||
Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи |
||||||||||
Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады) |
||||||||||
Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации |
||||||||||
Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же – для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом |
||||||||||
Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера) |
||||||||||
Организовывать исследования – эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях |
||||||||||
Проводить различия между точным и (или) приближенным математическим доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением, вычислением и др. |
||||||||||
Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала |
||||||||||
Владеть основными математическими компьютерными инструментами: визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов; вычислений – численных и символьных; обработки данных (статистики); экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика) |
||||||||||
Квалифицированно набирать математический текст |
||||||||||
Использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся |
||||||||||
Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов |
||||||||||
Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения) |
||||||||||
Работать с родителями (законными представителями), местным сообществом по проблематике математической культуры |
||||||||||
Необходимые знания |
Основы математической теории и перспективных направлений развития современной математики |
|||||||||
Представление о широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся математических элементов этих приложений |
||||||||||
Теория и методика преподавания математики |
||||||||||
Специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении |
||||||||||
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
|||||||||
3.2.5. Трудовая функция |
||||||||||
Наименование |
Модуль «Предметное обучение. Русский язык» |
Код |
B/05.6 |
Уровень
(подуровень) квалификации |
6 |
|||||
|
||||||||||
Происхождение
трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано
из оригинала |
|
|
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального
стандарта |
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия |
Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации |
|||||||||
Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка» |
||||||||||
Использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики») |
||||||||||
Формирование культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций |
||||||||||
Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции |
||||||||||
Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате |
||||||||||
Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства |
||||||||||
Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п. |
||||||||||
Поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся |
||||||||||
Поощрение участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов |
||||||||||
Моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.) |
||||||||||
Формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка |
||||||||||
Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав |
||||||||||
Необходимые умения |
Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному |
[1] Общероссийский классификатор занятий.
[2] Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
[iii] Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638).
[iv] Общероссийский классификатор специальностей по образованию.