Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Материально-технические условия пребывания детей обеспечивают охрану и укрепление здоровья детей (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья), способствуют всестороннему развитию воспитанников с учетом особенностей каждого возрастного этапа и индивидуальных особенностей детей. Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды соответствует санитарно-гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Развивающая среда групп, кабинетов соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольным образовательным организациям и реализуемым образовательным программам. Пространство групповых организовано в виде центров детской активности, оснащенных развивающим материалом. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса и интересами детей.
Площадь здания составляет 2 704,3 кв.м.
В соответствии сФГОС ДОРППС обеспечивает и гарантирует:
- охрану и укрепление физического, психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству, к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
- максимальную реализацию образовательного, в том числе и воспитательного потенциала пространства ДОУ, группы и прилегающей территории, предназначенных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции трудностей их развития;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
- создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в ДОУ для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
- построение образовательной деятельности на основе сотрудничества взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающей социальную ситуацию его развития, возрастные индивидуальные особенности и зону ближайшего развития (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- создание условий для знакомства воспитанников ДОУ с историей и культурой родной страны, района, населенного пункта, в том числе в формате организации образовательных событий в культурно-образовательной среде населенного пункта, в котором расположено ДОУ;
- создание условий для формирования нравственных ценностей на основе культуры и традиций многонационального российского народа и расширения собственного нравственного опыта ребенка;
- создание условий для эффективной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
- открытость ДО и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплению их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи.
В ДОУ РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и прочие материалы) РППС необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть:
- содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей;
- трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов окружающей среды) в разных видах детской активности;
- вариативной - обеспечивать наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
- доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ОВЗ) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, в том числе санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и правилам пожарной безопасности.
Также при организации РППС взрослым участникам образовательных отношений следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательную деятельность более интересной, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность ДО и способствовать формированию у детей новых компетенций (с учетом особенностей их развития), отвечающих современным требованиям.
Принцип обеспечения сотрудничества всех участников образовательных отношений (педагогов, родителей, детей) - предполагает организацию совместных мероприятий со стороны ДОУ в лице педагога с семьей воспитанника для обеспечения преемственности РППС.
Обеспечение возможности свободного выбора ребенком предметов и оборудования, индивидуальной и коллективной деятельности со сверстниками предполагает необходимость при формировании РППС учитывать ее информативность, разнообразие тематики материалов и оборудования.
При реализации образовательной программы ДОУ в различных организационных моделях и формах РППС соответствует:
-ФОП ДО;
- материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОУ;
- возрастным особенностям детей;
- требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам;
- требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующему законодательству в сфере технического регулирования, стандартизации и оценке соответствия продукции, защите прав потребителей.
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детейФГОС ДОопределяет пять образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Принимая во внимание интегративный характер образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.), в том числе для детей с ОВЗ.
Составляющие инфраструктуры ДОУ: инвариантная и вариативная части
В ходе создания и оснащения инфраструктуры ДОУ можно выделить две структурные составляющие:
- инвариантную, обеспечивающую решение задачФГОС ДОв процессе реализацииФОП ДО;
- вариативную, обеспечивающую решение задач с учетом социокультурных, региональных особенностей ДОУ, особенностей организации ДО.
Инвариантная составляющая включает в себя:
- научно-методическое сопровождение образовательного процесса, определяющее соответствие инфраструктурного обеспечения актуальным и перспективным составляющим значимого содержания обучения и воспитания;
- стандартный перечень комплектации с описанием оборудования и средств, обеспечивающих реализацию инвариантной части образовательной программы ДОУ (соответствующейФОП ДО);
- цели и задачи ДО в целом, с учетом особенности организации преемственности между ДО и школой, а также реализации инклюзивной среды в контексте федеральных нормативных стратегических документов.
Вариативная составляющая включает в себя:
- комплекс локальных нормативных актов, обосновывающих вариативную часть инфраструктуры ДОУ;
- нормативно-правовое обеспечение, определяющее реализацию образовательного процесса в вариативной части;
- комплекс программ (комплексных программ, специальных программ обучения и воспитания детей с ОВЗ, парциальных программ, программ дополнительного образования и др.), необходимых для исчерпывающего учета специфики ДОУ;
- обоснованный перечень комплектации с описанием оборудования и средств обучения и воспитания, учитывающий специфику вариативной части образовательной программы ДОУ.
Оборудованные учебные кабинеты
В нашем учреждении функционируют 8 групп, которые состоят: из групповых, спальных помещений, раздевальных комнат, буфетных, умывальных и туалетных комнат. Все помещения укомплектованы в соответствии с требованиями предъявляемыми к каждой возрастной группе (специальной детской мебелью: столы, стулья, кровати, шкафы для игрушек и пособий), игровым (ширмы, конструкторы, дидактические и игровые пособия и др.) и спортивным оборудованием (малый спортивный уголок, массажные коврики), бактерицидными лампами. Оборудованы зоны и уголки для детской деятельности (уголки природы, творчества, сенсорного развития и др.), информационные стенды по работе с родителями.
Объекты для проведения практических занятий
В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной, познавательной и т.д. В ДОУ создаются все условия для охраны и укрепления здоровья детей, для их полноценного физического развития. В каждой возрастной группе имеется инвентарь и оборудование для физической активности детей. Есть приспособления для закаливания детей: массажеры, ребристые доски, пуговичные коврики и пр. Магнитофоны для прослушивания музыкальных произведений, телевизоры, детские музыкальные инструменты для музыкальной импровизации, самодельные шумовые инструменты. Детские работы используются для оформления интерьера.
Для реализации и интеграции образовательных областей в ДОУ имеются и другие кабинеты и помещения:
Музыкальный зал– оборудован фортепиано, звуковоспроизводящим оборудованием, детскими музыкальными инструментами, яркими наглядными пособиями, дидактическими играми, для театрализованной деятельности в наличии различные театры, ростовые куклы, реквизиты, костюмы, декорации), то есть, созданы условия для художественно-эстетического развития детей, для развития театрализованной деятельности, музыкальной, конструктивной.
Уголок леса - для развития экологической культуры детей. На территории ДОУ имеется экологическая тропа, тропа здоровья - для закаливания, профилактики плоскостопия и заболеваемости дошкольников. На участке детского сада оборудована метеоплощадка для расширения знаний детей о погодных явлениях и практической деятельности воспитанников.
Спортивный зал– оснащен крупными модулями, шведскими стенками, матами, гимнастическими скамейками, баскетбольными щитами, дугами для подлезания, мячами, мячами-хоппболами, канатом, скакалками, обручами, кеглями и другим необходимым оборудованием. Для создания эмоционального настроя в зале есть фортепиано, магнитофон).
Бассейн– в нем есть плавательные доски, разделительные дорожки, нарукавники, надувные круги, надувные игрушки, тонущие предметы и игрушки, ласты, маски, очки, мячи надувные.
Методический кабинет– в нем собраны: наглядный материал, материал для консультаций, библиотека с методической литературой и периодической печатью. В методическом кабинете имеется достаточное количество учебно-методической и художественной литературы, которая ежегодно пополняется.
В ДОУ также имеется:
· Выставочный зал
·Изостудия
·Экологическая гостинная
·Музей «Русская изба»
·Музей «Славы»
·Музей «Космонавтики»
·Планетарий
·Башкирская юрта
·Сенсорная комната
·Библиотека
·Профориентационный центр "Город мастеров"
·Галерея «Подводный мир»
·Мини ландшафты «Капова пещера»,«Север»
Сенсорная комната, где ребенок получает положительные эмоции. Особенностью сенсорной комнаты являются "волшебные" и сказочные эффекты света, ощущений, нежные звуки успокаивающей музыки. Различные мягкие модули: мячи, дорожки, "сухой бассейн". Для организации работы с детьми по ранней профориентации дошкольников, оборудована группа для сюжетно-ролевых игр с профессиональной направленностью "Город мастеров". Там собраны атрибуты, подготовлены макеты, профессиональные инструменты. Старшие дошкольники по графику приходят в Город мастеров, выбирают и играют в любимые игры, тем самым определяя свою будущую профессию.
Силами творческого коллектива ДОУ оформлен планетарий, который поможет сформировать у детей первоначальные представления о космосе, солнечной системе, о космонавтах, вызвать чувство гордости за наших соотечественников, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса.
Чтобы повысить интерес к художественному слову, развить у воспитанников творческие способности в театрально-игровой деятельности, привить любовь к книге была создана театральная гостиная.
Территория ДОУ озеленена насаждениями, имеются различные виды деревьев, кустарников, цветочные клумбы. Игровые участки благоустроены игровым оборудованием, способствующим развитию двигательной активности.На территории ДОУ имеется экологическая тропадля развития экологической культуры детей, а такжетропа здоровья - для закаливания, профилактики плоскостопия и заболеваемости дошкольников. На участке детского сада оборудована метеостанция для расширения знаний детей о погодных явлениях и практической деятельности воспитанников иорганизовано систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада. Также на территории детского сада появилась инновационная космическая станция "Космодром детства" с красочными стендами и макетами, что делает образовательный процесс неповторимым и насыщенным, где воспитанники знакомятся с космонавтикой - наглядно, интересно и познавательно! Для расширения представления детей о жизни насекомых, о роли пчел в оздоровлении и сохранении здоровья человека и как визитная карточка нашей Республики на участке детского сада создали пасеку, изготовили своими силами веревочное ограждение, смастерили ульи, пчелок, пасечника. На участке ДОУ организован огород, который способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше познать растительную жизнь. Ознакомление с ростом и развитием растений осуществляется в летний период с июня по сентябрь, где старшие дошкольники имеют возможность выращивать различные культуры из семян петрушки, укропа, салата, редиса, лука,чеснока и т.д.
Библиотека
В МАДОУ ЦРР-д/с №4 в 12 группе и методическом кабинете организована библиотека для обеспечения образовательного процесса учебной и художественной литературой и иными информационными ресурсами. В каждой группе, кабинете специалистов имеется дополнительная специальная литература.
Объекты спорта
Для осуществления образовательной деятельности по физическому развитию дошкольников в ДОУ имеется физкультурный зал, бассейн, спортивная площадка с физкультурно-игровым оборудованием для обучения детей элементам спортивных игр и развития двигательной активности; спортивное оборудование на прогулочных площадках.
Вид
помещения |
Назначение |
Оснащение.
Оборудование, в том числе ТСО* |
|
ООД
(двигательная деятельность) |
Физкультурный
зал |
Организация
физкультурно – оздоровительной работы: утренней гимнастики, спортивных
развлечений, досугов Консультативная работа с родителями и воспитателями, индивидуальные
занятия |
Спортивное
оборудование для прыжков, метания, лазанья. Мини-батут, шведская стенка, фитболы, дуги
для подлезания |
ООД
(двигательная деятельность в бассейне) |
Бассейн |
Организация
физкультурно – оздоровительной работы: обучение детей плаванию, закаливание,
профилактика простудных заболеваний |
Атрибуты
для плавания: доски, жилеты, нарукавники, нудлы, надувные круги, игрушки, пособия. |
ООД
(двигательная деятельность на воздухе) |
Спортивная
площадка на территории детского сада |
Организация
физкультурно – оздоровительной работы: утренней гимнастики, спортивных развлечений,
досугов (в теплое время года). |
Шведская
стенка. Яма для прыжков в длину. Балансир. Стойки для подлезания, бревно, стойки
для метания, игры в баскетбол. |
Средства обучения и воспитания
Центры детской активности, которые обеспечивают
все виды детской деятельности, в которых организуется образовательная
деятельность
В группах раннего возраста созданы 6 центров
детской активности:
1. Центр двигательной активности для развития
основных движений детей.
2. Центр сенсорики и конструирования для
организации предметной деятельности и игры с составными и динамическими
игрушками, освоения детьми сенсорных эталонов формы, цвета, размера.
3. Центр для организации предметных и
предметно-манипуляторных игр, совместных игр со сверстниками под руководством
взрослого.
4. Центр творчества и продуктивной деятельности
для развития восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке,
становлению первых навыков продуктивной деятельности, освоения возможностей
разнообразных изобразительных средств.
5. Центр познания и коммуникации (книжный уголок),
восприятия смысла сказок, стихов, рассматривания картинок.
6. Центр экспериментирования и труда для
организации экспериментальной деятельности с материалами и веществами (песок,
вода, тесто и др.), развития навыков самообслуживания и становления действий с
бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.).
В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)
предусматривается следующий комплекс из 12 центров детской активности:
1. Центр двигательной активности (ориентирован на
организацию игр средней и малой подвижности в групповых помещениях, средней и
интенсивной подвижности в физкультурном и музыкальном залах, интенсивной
подвижности на групповых участках, спортивной площадке, всей территории
детского сада) в интеграции с содержанием образовательных областей
"Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие",
"Речевое развитие".
2. Центр безопасности, позволяющий организовать
образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности
жизнедеятельности в интеграции содержания образовательных областей
"Физическое развитие", "Познавательное развитие", "Речевое
развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
3. Центр игры, содержащий оборудование для
организации сюжетно-ролевых детских игр, предметы-заместители в интеграции с
содержанием образовательных областей "Познавательное развитие",
"Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие",
"Художественно-эстетическое развитие" и "Физическое
развитие".
4. Центр конструирования, в котором есть
разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового
материала схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации
конструкторской деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных
областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие",
"Социально-коммуникативное развитие" и "Художественно-эстетическое
развитие".
5. Центр логики и математики, содержащий
разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также
демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков
и логических операций в интеграции с содержанием образовательных областей
"Познавательное развитие", "Речевое развитие",
"Социально-коммуникативное развитие".
6. Центр экспериментирования, организации
наблюдения и труда, игровое оборудование, демонстрационные материалы и
дидактические пособия которого способствуют реализации поисково-экспериментальной
и трудовой деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных
областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие",
"Социально-коммуникативное развитие".
7. Центр познания и коммуникации детей, оснащение
которого обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире
во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками в интеграции с содержанием
образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое
развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
8. Книжный уголок, содержащий художественную и
документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и
этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных
жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному
слову, удовлетворение познавательных потребностей в интеграции содержания всех
образовательных областей.
9. Центр театрализации и музицирования,
оборудование которого позволяет организовать музыкальную и театрализованную
деятельность детей в интеграции с содержанием образовательных областей
"Художественно-эстетическое развитие", "Познавательное
развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное
развитие", "Физическое развитие".
10. Центр уединения предназначен для снятия
психоэмоционального напряжения воспитанников.
11. Центр коррекции предназначен для организации
совместной деятельности воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ,
направленный на коррекцию имеющихся у них нарушений.
12. Центр творчества детей, предназначенный для
реализации продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,
художественный труд) в интеграции с содержанием образовательных областей
"Речевое развитие", "Познавательное развитие",
"Социально-коммуникативное развитие".
Кроме того, возможны следующие варианты
группирования средств обучения и воспитания по категориям:
1. Раннее развитие;
2. Конструирование и строительные наборы;
3. Сюжетные игры и игрушки;
4. Развивающие игры и оборудование;
5. Спорт и подвижные игры;
6. Творчество и медиа;
7. Дидактические игры и материалы.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В
ДОУ есть доступ к интернету для всех сотрудников
Полезные ссылки:
Уважаемые
гости сайта! В социальных сетях зарегистрированы официальные страницы
Министерства образования Республики Башкортостан:
https://www.facebook.com/education.bashkortostan.ru/
https://vk.com/education.bashkortostan
Дополнительно сообщаем, что министерство отвечает на поступающие вопросы
на официальных страницах VK и FB в разделе «Сообщения».
В республике Башкортостан вот уже несколько
лет в Интернет пространстве функционирует уникальнаяинформационная
система "Открытая республика"."Открытая
республика" состоит из множества электронных ресурсов:
"Централизованный портал органов власти Республики Башкортостан",
"Благотворительность", "Голос РБ",
"Домоуправление", "Культурные коды нашего города",
"Депутаты", "Законопроекты", "Электронная
приемная", "Кадры республики", "Башкирия без дураков".
Часть жителей Республики Башкортостан уже оценила все преимущества пользования
ими. Любой гражданин может ознакомиться с каждым из вышеупомянутых электронных
ресурсов самостоятельно-навигация на сайте системы понятна и удобна для
пользования. Откройте и Вы свою республикуhttps://www.openrepublic.ru/
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
В играх новые знания усваиваются гораздо легче! Именно поэтомудетские развивающие игры– это прекрасный способ сделать процесс обучения ребёнка увлекательным и более эффективным.Предлагаем вашему вниманию сайт детских онлайн игр “Играемся”. Вы найдёте игры на общее развитие ребёнка, игры на внимание и память, логику и мышление, различные раскраски, пазлы, ребусы, загадки, головоломки, а также многие другие интересные задания.
Это такое счастье изо дня в день наблюдать, как растёт любимый ребёнок. И несомненно, все родители хотят, чтобы он был умным и способным. Всё в ваших руках. Только вы, дорогие родители, можете помочь ребёнку развивать свои способности, знакомить его с окружающим нас прекрасным миром.Так делайте же это с помощьюдетского сайта “Играемся”!
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Вход в здание детского сада оборудован кнопкой вызова сотрудника.